В Агентстве по защите и развитию конкуренции рассказали, кто виноват в росте цен на продукты, сотовую связь и такси, сообщает prodengi.kz.

Почему в Казахстане подорожали продукты, сотовая связь и такси ᐈ zakon.kz

По информации первого замглавы агентства Рустама Ахметова, на 6 декабря 2022 года социально значимые продукты подорожали на 21,3% (за год). При этом резкий рост наблюдался в основном на импортозависимые товарные позиции (девять из 19).

Например, сахар, импорт которого составляет 58%, подорожал за год на 69,1%. «Четыре казахстанских завода, которые производят сахар, сильно закредитованы. У них не хватает оборотных средств. Единственный поставщик, который снабдил их кредитными средствами, сейчас занимает 90% оптового рынка реализации сахара и является крупным монополистом. Мы проводили расследования по его влиянию на стоимость, где обнаружено завышенное ценообразование. По данному вопросу будем принимать меры реагирования», – пояснил Ахметов.

Он добавил, что агентство предлагает в дальнейшем реализовывать продукцию на товарной бирже. Для развития конкуренции предлагается ввести двух дополнительных игроков: СПК и торговые сети, которые смогут снабжать заводы оборотными средствами на покупку сырья.

Тем не менее, по словам Ахметова, многие меры по стабилизации цен в Казахстане несут административный и нерыночный характер. Это ограничения на вывоз продукции, товарные интервенции, льготное кредитование сетей, ограничение торговых надбавок и пр.

«Это все не способствует стабильности в сфере АПК, и у сельхозпроизводителей нет уверенности в том, получит ли он завтра урожай или необходимую прибыль. В результате это негативно влияет на развитие товаропроизводства. Зачастую фермер вынужден переходить на другие рынки, где меньше запретов. Тогда усугубляется импортозависимость на отдельных товарных позициях. В связи с этим для нас ключевым направлением работы являются не контрольные мероприятия, а развитие сельхозтоваропроизводства», – пояснил представитель АЗРК.

Он добавил, что господдержка должна быть акцентирована на увеличение объемов выпуска продукции, а не снижение цен. При этом необходимо сокращать объемы экономически неэффективных субсидий на удешевление продукции. Вместо этого нужно льготное кредитование на увеличение мощностей и объемов производства.

Что касается сотовой связи, то Ахметов выразил мнение, что данный рынок необходимо демонополизировать. Во-первых, следует выделить из состава инфраструктурного оператора «Казахтелеком» субъеков смежных рынков – сотовых операторов. Во-вторых, ввести новых игроков через изъятие неэффективно используемого радиочастотного спектра (РЧС) с последующей реализацией государственного ресурса через аукцион.

«Раньше, когда было четыре оператора, у казахстанцев был выбор тарифов. Сейчас же, когда есть две компании, возможности ограничены. Данную тенденцию необходимо изменить», – объяснил Ахметов.

В сфере такси замглавы агентства сообщил, что ведется расследование по тарифообразованию «Яндекс.Такси», которая взимает комиссию в размере 17-20% и применяет динамичное ценообразование: в дождь, снег, праздники услуга для потребителей значительно дороже с учетом повышенного спроса. Если будут выявлены монопольно высокие цены, то будут предприняты меры реагирования и снижена комиссия.

«В целом, цифровизация рынка такси в любом случае привела бы к монополизации рынка, так как здесь маржинальность невысокая. Агрегаторы зарабатывают на увеличении объемов услуг. С другой стороны, чем выше спрос на услуги агрегатора, тем выше его цена. С этим связано и увеличение тарифов. При этом на данном рынке есть конкуренция. Помимо «Яндекс.Такси» есть InDriver, прочие агрегаторы и таксомоторные компании. Здесь уже решает клиент», – пояснил Ахметов.

Представитель агентства отметил, что за два-три года было выдано значительное число антимонопольных уведомлений по уменьшению наценки на продукты. При этом в 70% случаев бизнес добровольно их исполняет.

«Мы проводим такую работу, но все же стоим на том, что необходимо увеличивать предложение на рынках. Иначе административные запреты, в том числе проверки, отрицательно скажутся на товаропроизводителях, а на товарные интервенции будут уходить значительные бюджетные средства, а эффект от этого будет малозначителен», – заключил Ахметов.

Источник prodengi.kz