Визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Пекин, планируемый к проведению на этой неделе, можно рассматривать как знак того, что Китай может получить бóльшую выгоду от вероятного сокращения Казахстаном политических и экономических связей с Россией, когда многие страны ввели санкции против Москвы за ее вторжение в Украину в феврале 2022 года , сообщает dknews.kz .
Взгляд на статистику внешней торговли Казахстана за прошедший год, достигшую рекордных 134,4 млрд. долларов, закрепляет мысль о том, что Китай углубляет свои позиции в этой крупнейшей экономике Центральной Азии, стране, также известной всему миру как крупный экспортер нефти и металлов (включая уран), с растущим средним классом, стремящимся к росту потребления, что, в свою очередь, также увеличивает её экономическую привлекательность. Казахстанско-российская взаимная торговля составила 26,1 млрд.долларов [прим.переводчика: по итогам 2022 г.], за тот же период объем товарообмена с Китаем приблизился к такому же уровню, достигнув 24,1 млрд.долларов, и имеет тенденцию к увеличению.
Казахстан, не имеющий выхода к морю, при этом девятый в мире по величине территории, расположенный в самом сердце Евразии, имеет колоссальную стратегическую ценность, и может быть не случайно эксперты поговаривают о новой Большой игре, намекая на соперничество за влияние в Центральной Азии между Российской и Британской империями в 19 веке. В 21 веке эта конкуренция возможна между Россией и Китаем, имеющими протяженные границы с Казахстаном.
Вместе с тем недопустимо представлять будущее Казахстана как некий выбор перехода от российского влияния в сторону китайского. Подобное воззрение означает, что не приняты во внимание две константы политической культуры Астаны: приверженность к независимости, восстановленной в 1991 году после распада СССР, и дружественные отношения с миром за пределами непосредственного соседства. Следует подчеркнуть, что в этом вопросе Касым-Жомарт Токаев придерживается политической линии своего предшественника Нурсултана Назарбаева, и признанная многовекторная дипломатия - это уже не персональная идея определенного политика, а реальная политика государства.
Доверившись преемственности подобной многовекторности, ЕС необходимо рассматривать ситуацию, созданную войной в Украине, как дополнительную возможность для укрепления отношений с Казахстаном. Вполне объяснимо, что эта страна воздерживается в ООН от осуждения России, при этом без колебаний поддерживает территориальную целостность Украины. Сложный баланс обосновывается также значительной долей этнических русских и украинцев среди населения Казахстана. Поэтому, учитывая риски, страна стремится к приумножению союзников, хотя и не без излишней неприязни со стороны России.
В то время, как Россия теряет экономические позиции (и потеряет еще больше в связи с планами Казахстана ограничить реэкспорт, направленный на обход санкций против России), и Китай укрепляет их, ЕС остается эффективным партнером, особенно если рассматривать его совокупный результат. В 2022 году шесть стран ЕС вошли в число 13 крупнейших торговых партнеров, в первую очередь Италия на третьем месте и Нидерланды на шестом. Прибавив к общему объему торговли этих стран с Казахстаном доли Франции, Германии, Румынии и Испании, получим валовую величину, превышающую 32,5 млрд.долларов. К этому причислите еще 21 государство ЕС, даже таких, как Португалия, которым еще предстоит пройти долгий путь, чтобы понять, что ЕС уже участвует в этой так называемой новой Большой игре, - это 40 млрд.долларов, что составляет треть внешней торговли Казахстана.
Поэтому, хотя важно, что Касым-Жомарт Токаев посетит Пекин после того, как в прошлом году в сентябре он принимал Си Цзиньпина в Астане, во время его первой зарубежной поездки после пандемии, не должно остаться незамеченным и то, что Президент Казахстана последовательно принял Председателя Европейского Совета Шарля Мишеля, Верховного Представителя ЕС по внешней политике и безопасности Жозепа Борреля, а затем отправился в Брюссель для переговоров с Президентом Европейской Комиссии Урсулой фон дер Ляйен.
ЕС также является крупнейшим инвестиционным партнером этой так называемой степной страны, на долю которого приходится половина от общего числа ПИИ. Нидерланды выделяются как главный инвестор, опережая Соединенные Штаты - еще одну державу, с которой Казахстан желает реализовать амбиции многовекторной дипломатии. И снова экономика связывается с геополитикой, иначе Госсекретарь США Энтони Блинкен не посетил бы Астану в марте этого года, чтобы заявить о поддержке процесса реформ Президента Токаева (ответ на бурные протесты на улицах в январе 2022 года), а также территориальной целостности пяти бывших советских республик Центральной Азии, а именно Казахстана с его 2,7 млн км2 территорией, 19,4 миллионным населением и ВВП в 163 млрд.долларов (в 2033 году ожидается, что темпы роста экономики составят 3,5%).
Э.Блинкен, ведая об успешной модели развития этой страны за прошедшие три десятилетия, также упомянул о том, что американские инвестиции уже составили 50 млрд.долларов.
Таким образом, в новой Большой игре будут участвовать больше государств, поскольку к России, Китаю и ЕС присоединились США, и следует ожидать, что она пополнится также Японией, чье скромное 13-е место в рейтинге казахстанской внешней торговли не раскрывает полностью ее потенциал в качестве третьей экономики мира. Несколько дней назад на встрече с Министром национальной экономики Алибеком Куантыровым Посол в Астане Дзюн Ямада говорил о готовности Токио расширить взаимоотношения, при этом 1,9 млрд.долларов двусторонней торговли в 2022 году означают рост на 71% по сравнению с предыдущим годом.
Автор Леонидиу Паулу Феррейра
Источник dknews.kz