На Западе после снижения курса рубля многие понадеялись экономически добиться того, что не вышло на поле боя, сообщает Der Spiegel. Но не все так просто. Ожидать коллапса российской экономики не стоит, пишет автор статьи. Подобное давление она может выдерживать годами , сообщает inosmi.ru .
Рубль слабнет: российская валюта движется к отметке в 100 рублей за один евро. Некоторые наблюдатели видят в этом признаки скорого коллапса путинской военной экономики. Но не все так просто.
Когда курс российской валюты в прошлую пятницу пробил отметку в 100 рублей за один евро, в западных кругах это вызвало ликование. В соцсетях появился фотомонтаж, на котором рубль опустился ниже обломков "Титаника". Один из симпатизирующих Украине пользователей разместил пост с изображением кривой курса рубля и снабдил его символами в виде бутылок шампанского.
Некоторые профессиональные наблюдатели также расценили ослабление рубля как признак скорого коллапса российской экономики. "Владимир Путин истекает кровью как на поле боя, так и в экономике, на домашнем, так сказать, фронте", – позлорадствовал бывший шеф ЦРУ Дэвид Петреус (David Petraeus). В прессе и в соцсетях появились сообщения о том, что в России якобы паника: мол, русские бросились в банки снимать деньги со счетов.
В связи с этим возникают вопросы: несмотря на то, что наступление украинских войск продвигается медленно, не грозят ли России экономические потрясения, способные оказать решающее влияние на исход противостояния? Возможно ли, что на курс рубля повлияли события, связанные с мятежом ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина? Не указывает ли сползание курса рубля на начало конца для правления Владимира Путина?
Должен ли Путин волноваться из-за падения курса рубля?
Краткий ответ на все эти вопросы таков: нет. Курс рубля не является индикатором серьезного экономического кризиса в России.
Для того, чтобы получить более развернутый ответ, необходимо в общих чертах понимать, как функционирует валютный рынок в России. В принципе курс находящихся в свободной продаже валют определяют два фактора: предложение и спрос. Когда много людей избавляются от рублей и вместо этого вкладываются в евро, доллары или юани, то рубль, как правило, падает в цене. И наоборот, когда много людей и фирм покупают рубли, возникает зеркально противоположная ситуация.
Когда в прошлом году после начала боевых действий и введения санкций рубль на какое-то время отправился в свободное падение, российское государство вмешалось именно в эти два фактора, то есть в спрос и предложение. В том числе из-за мер Запада был резко затруднен обмен рублей на евро и доллары (то есть, был ограничен спрос на западные валюты). Одновременно с этим Кремль обязал российские фирмы обменивать свою валютную экспортную выручку на рубли (искусственное повышение спроса на рубли).
Эти и некоторые другие меры были настолько весомыми, что некоторые эксперты даже заговорили об утрате рублем конвертируемости. Мол, теперь нельзя говорить о нем как о находящейся в свободной продаже валюте, курс рубля в большей или меньшей степени определяется государственными ведомствами. Однако эта точка зрения не совсем корректна. "Курс рубля до сих пор определяется практически ничем не ограниченными торгами на Московской бирже", – говорит Янис Клюге (Janis Kluge), экономист и эксперт по России из Фонда науки и политики. По его словам, хотя и существуют механизмы государственного регулирования, ограничивающие спрос и предложение, "нельзя сказать, что курс определяется исключительно административными методами".
Уменьшение нефтяных доходов
После вмешательства Центрального банка и правительства российский рубль в течение 2022 года заметно вырос в цене. Он казался противоестественно сильным. Это было, с одной стороны, следствием описанных выше политических мер. Сыграли свою роль и огромные прибыли России от продажи сырьевых ресурсов, обусловленные беспримерно высокими ценами на них. Прежде всего, российские экспортеры нефти заработали за границей столько миллиардов в твердой валюте, сколько не зарабатывали давно. Страна получила огромный профицит торгового баланса. В 2022 году он составил 291 миллиард долларов.
Но это время прошло. Цены на нефть на мировых рынках снизились, введенный странами G7 ценовой потолок на российскую нефть частично все-таки выполнил свою функцию навредить России. В первые три месяца 2023 года профицит торгового баланса составил всего 28,8 миллиарда долларов. Приблизительно в то же время и началось падение рубля, в текущем году он подешевел по отношению к евро более чем на 20%. Кроме того, из России после 24 февраля 2022 года, несмотря на ограничения Запада, предпринимаются попытки бегства капитала: некоторые российские граждане ищут пути, чтобы переправить свои деньги за границу.
Помимо этого, российская валюта находится под влиянием еще одного фактора: экономисты говорят о неуверенности, а простые граждане – скорее о нервозности или страхе. Последствия этого можно было наблюдать, когда колонны пригожинских "вагнеровцев" двинулись сначала на Ростов, а затем на Москву. В российской столице это вызвало не только ажиотажный спрос на авиабилеты за границу, но и заставило банки работать в усиленном режиме. По данным Центробанка, снятие депозитов в российских банках резко увеличилось. Многие граждане стали лихорадочно готовиться к возможному путчу или, как минимум, к серьезным политическим потрясениям. Это отрицательно повлияло и на курс рубля. В первые дни после шока российская валюта подросла, однако вскоре впервые после декабря вновь начала непрерывно терять в цене.
Нет признаков свободного падения
Эксперт по России Клюге говорит, что "все-таки есть связь между падением цены рубля и мятежом". По его словам, снятие депозитов российскими граждане было значительным, но не таким масштабным, как весной 2022 года или после объявления частичной мобилизации осенью прошлого года.
То, что российская валюта достигла психологически важной отметки в 100 рублей за один евро, вызвало заметный общественный резонанс и в России. Руководство страны пока отреагировало на падение рубля подчеркнуто спокойно. "Для нас приемлем любой курс рубля", – сказала руководительница Центрального банка Эльвира Набиуллина. По ее словам, так же как не стоило интерпретировать усиление рубля в 2022 году как победу, так и нынешнее ослабление валюты нельзя поспешно считать поражением.
В случае, если на валютном рынке не начнется паника, плавное падение курса рубля пойдет на пользу России. В прошлые месяцы оно помогло экономике России, поможет и в этот раз, но прежде всего это падение выгодно российскому государству. Слабый рубль помогает Кремлю покрывать дефицит госбюджета. Дело в том, что Россия получает доходы от экспорта сырья преимущественно в иностранной валюте, а пенсии и оклады чиновников выплачивает в рублях, в них же рассчитывается с оборонной промышленностью. Если рубль по отношению к доллару или юаню теряет в цене, то Россия за каждую проданную бочку сырой нефти получает больше рублей, даже если стоимость нефти остается неизменной.
Например, несколько месяцев назад возникла проблема: российский госбюджет в начале года оказался в серьезном дефиците. Это обусловлено, скорее всего, большими выплатами предприятиям ВПК. Однако с февраля дефицит не увеличивается, а в июне Россия даже добилась небольшого профицита, говорит Клюге. Поэтому он пока не видит "нервозности в Москве из-за уменьшения доходов государства". По его мнению, у страны еще "достаточно возможностей для относительно комфортного рефинансирования государства. На этом уровне – при дефиците госбюджета на уровне в 3-4 % – Россия может держаться годами".
Это объясняется также устойчивым общим экономическим развитием страны. Правда, ослабевший рубль вызовет усиление инфляции в стране, так как многие импортные товары подорожают. В последнее время инфляция в 4 % находилась по сравнению с другими странами на умеренном уровне. По данным российского правительства, экономика с января по май вновь немного подросла – на 0,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Правда, на показатель ВВП оказывает влияние расширение производство танков и ракет, а также повышение расходов на выплату денежного довольствия военнослужащим и компенсаций семьям убитых солдат. Другими словами, хотя ВВП России растет, на благосостоянии россиян это позитивно не сказывается. Но традиционные экономические индикаторы пока не указывают и на серьезный экономический кризис.
О причине этого недавно написал британский журнал Economist. Он произвел оценку того, во сколько до сих обошлась экономике России война на Украине. Результат отрезвляющий: всего в 3% ВВП.
Автор Беньямин Биддер
Источник inosmi.ru