Второй квартал 2025 года может стать первым значимым индикатором того, как компании региона справляются с новой эпохой торговой нестабильности и насколько устойчивыми остаются их рыночные позиции на фоне глобальной турбулентности,сообщает finversia.ru.
Фото:depositphotos.com
После резкого падения, вызванного введением пошлин США в апреле, европейские рынки показали образцовое восстановление V-образного типа, достигнув новых максимумов. Поводом для падения стали масштабные тарифы, озвученные президентом США Дональдом Трампом, которые впоследствии были приостановлены на 90 дней — как раз на весь второй квартал. На этом фоне индекс STOXX 600 остаётся около исторических максимумов, несмотря на то, что, по прогнозам LSEG I/B/E/S, совокупная прибыль входящих в индекс компаний сократится на 0,2% во втором квартале по сравнению с ростом на 2,2% в первом.
Однако эксперты предупреждают: важно не столько само значение прибыли, сколько прогнозы компаний на будущее. «Данные по второму кварталу будет трудно интерпретировать», — говорит Мохит Кумар (Mohit Kumar), главный экономист Jefferies по Европе. — «Гораздо важнее то, что компании скажут о перспективах. Это и есть главное».
В предыдущем квартале многие компании вообще отказались от прогнозов из-за хаотичной торговой политики США. По оценкам Barclays, общее настроение в корпоративных прогнозах было самым слабым со времён пандемии COVID-19.
По мере того как 90-дневный перерыв в тарифах подошёл к концу, неопределённость снова усилилась. Вашингтон уведомил 14 стран, включая важнейших экспортеров — Японию и Южную Корею — о грядущих пошлинах, если не будут достигнуты соглашения до 1 августа. Помимо этого, под торговый огонь попали ключевые сектора: медь, полупроводники и фармацевтика. Пока Европа избегает прямого удара, но инвесторы напряжены.
Несмотря на это, индекс STOXX 600 вырос более чем на 8% с начала года, опережая S&P 500 (около 7%) — это второе по силе относительное укрепление европейского индекса за последние 20 лет. В 2022 году он также показал лучшую устойчивость, упав меньше, чем американский аналог.
Одним из факторов роста стали притоки капитала из США, а также успешные выступления отдельных компаний. Среди них — оборонный гигант Rheinmetall, ИТ-лидер SAP и европейские банки, котировки которых приближаются к уровням до кризиса 2008 года.
Примечательно, что несмотря на рыночный оптимизм, аналитики на протяжении уже 55 недель подряд понижают прогнозы по прибыли европейских компаний на 2025 год. С начала года ожидаемый рост прибылей сократился с 8% до 3%. «Большинство регионов и секторов чаще сталкиваются с понижением прогнозов, чем с их повышением», — отмечает Деннис Хосе (Dennis Jose) из BNP Paribas CIB.
Снижение прогнозов перед сезоном отчетности может, парадоксально, сыграть на руку рынкам — когда ожидания занижены, компаниям проще превзойти их, вызвав позитивную реакцию.
Бинки Чадха (Binky Chadha), главный стратег Deutsche Bank, подчёркивает: относительно скромные позиции инвесторов в акциях могут усилить эффект роста. «Масштаб прироста был обратно пропорционален уровню начальных позиций, а поскольку сейчас они чуть ниже нейтрального уровня, это способствует новой волне ралли», — объясняет он.
Оценки отражают эту надежду: индекс STOXX 600 торгуется на уровне 14,2 годовых прибылей — максимум за три года. Тем не менее, это всё ещё значительно ниже, чем мультипликатор S&P 500 — 21,9.
Дополнительную головную боль европейским экспортерам доставляет укрепление евро. На фоне ослабления доллара под гнётом тарифной политики США, евро вырос более чем на 13% с начала года. Некоторые аналитики ожидают, что он может достичь отметки $1,20 в ближайшие месяцы.
Для компаний из STOXX 600, которые получают лишь 40% доходов внутри Европы, это — ощутимая угроза. Для сравнения, компании из S&P 500 зарабатывают около 70% внутри США, что делает их менее уязвимыми к валютным колебаниям.
Тем не менее, влияние не будет повсеместным. По мнению аналитиков UBS, основное давление будет не на объёмы продаж, а на прибыльность — через сужение маржи. «В крупных компаниях, как правило, хорошо налажен контроль за валютными рисками», — говорит Люк Баррс (Luke Barrs) из Goldman Sachs Asset Management. — «Хотя отдельные сюрпризы возможны, они скорее будут исключением, чем правилом».
Автор Игорь Черненков
Источник finversia.ru