Кто богаче и кто развивается быстрее: БРИКС или "Большая семерка"? – задается вопросом автор статьи в Le Figaro. Он приводит тревожную для Запада статистику роста БРИКС и отмечает, что одна из причин, почему G7 остается позади, – численность населения стран – участниц блоков , сообщает inosmi.ru .
Многие СМИ писали в апреле месяце, что экономика новых промышленно развитых стран может превзойти экономику западных держав. Как обстоит дело на самом деле? Этот вопрос особенно актуален, если учесть контекст с открытием саммита БРИКС Йоханнесбурге?
Эту встречу ждали с нетерпением. С 22 по 24 августа в ЮАР пройдет 15-й саммит БРИКС, тема которого — сотрудничество Африканского континента и блока Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (BRICS). На саммит приедут, в частности, Луис Инасиу Лула да Силва, Си Цзиньпин, Нарендра Моди и Сергей Лавров. Президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил в воскресенье, что он "не позволит втянуть себя в соревнование между мировыми державами". Вот какая за этим стоит позиция. Нынешняя встреча является прежде всего констатацией вызванного действиями Запада факта: между развитыми странами США, ЕС и их союзников и новыми экономиками, относительно недавно прошедшими индустриализацию, возник огромный разрыв, возросло непонимание. Последние выступают за более многополярное равновесие в мире, которое соответствовало бы их возросшему экономическому весу.
Эту мысль, в частности, поддержала в своем выступлении в середине апреля Дилма Русефф, президент Нового банка развития или Банка БРИКС. "С точки зрения паритета покупательной способности, по разным оценкам, общая экономика стран БРИКС в совокупности более развитая, чем общая экономика стран G7", — заявила бывший президент Бразилии 13 апреля в Шанхае. Таким образом она подтвердила изменение экономического баланса сил, прежде не менявшегося в течение десятилетий, между "Большой семеркой" и странами БРИКС.
G7 объединяет страны, которые в 1975 году считались крупнейшими экономическими державами мира, а именно США, Японию, Великобританию, Германию, Канаду, Италию и Францию. В БРИКС входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, пять государств, которые вместе претендуют на экономический и политический вес на международной арене…
Какой бы ни была статистика, важно отметить, что благодаря очень быстрому росту населения страны БРИКС приобрели производственный потенциал, превосходящий страны "Большой семерки". Их доля в глобальном росте больше, чем у стран G7, на которые приходится лишь 25,6% прироста мирового ВВП в период с 2021 по 2022 год. На страны БРИКС приходится 31,2%. "Из-за перераспределения ответственности за глобальный экономический рост возникают сомнения по поводу нынешних международных институтов", — считает Жером Эрикур, профессор макроэкономики.
В МВФ у каждой страны есть квоты. Чем больше квота, тем большее значение имеет его голос при принятии решений, в частности, при управлении организацией. Однако нынешние пропорции квот не отражают экономический вес стран. На Китай приходится 18% мирового ВВП, но у него всего 6,4% доступных акций. "Мы не можем сказать странам, что у них в два раза меньше избирательных прав несмотря на их высокую долю в мировом росте", — говорит с сожалением Жером Эрикур. Вот почему страны БРИКС выступают против старых международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ, и развивают свои собственные институты, такие как Новый банк развития. Но пока им не удалось добиться единодушного признания их в качестве надежных альтернатив.
Итак, подведем итоги сравнения БРИКС и "Большой семерки". Страны БРИКС (пока) не сильнее G7 в экономическом отношении. Более весомый вклад БРИКС в мировой ВВП по паритету покупательной способности не означает реального превосходства. Однако вес БРИКС в мировой экономике продолжает расти. На страны БРИКС приходится 31,2% прироста мирового ВВП в период с 2021 по 2022 год, и они являются основным двигателем роста, опережая G7 (25,6%). Правда, у БРИКС есть ахиллесова пята: его экономическая мощь слишком сильно сдвинута в сторону Китая (69% ВВП БРИКС).
Автор Шарль Плантад
Источник inosmi.ru