В последнее время у представителей европейской экономической политики был плотный график. Сначала собрался Совет управляющих Европейского центрального банка, чтобы обсудить то, что станет десятым подряд повышением процентных ставок. Затем собрался Совет Европейского Союза по экономическим и финансовым вопросам для проведения пока еще безрезультатных переговоров по реформе бюджетных правил ЕС. Наконец, европейские министры, управляющие центральных банков и регулирующие органы провели свою традиционную неформальную встречу, чтобы обсудить вопросы экономического управления и координации фискальной и монетарной политики. Однако, к сожалению, вряд ли хоть одна из этих встреч приведет к изменениям, которые необходимы Европе , сообщает exclusive.kz .

Что такое европейский союз: Европейский Союз (ЕС, Евросоюз) – DW —  Геологический клуб

Когда разразился кризис Covid-19, европейские власти и центральные банки быстро предприняли мощные, инновационные меры реагирования, о которых раньше мало кто мог подумать. Но последовавшее за этим увеличение государственного долга, наряду с недавним всплеском инфляции обеспокоило политиков. Теперь некоторые государства-члены ЕС – особенно те, кто с сомнением отнесся к расходам на борьбу с пандемией – выступают за возврат к политике жесткой экономии, а ЕЦБ вновь занял “ястребиную” позицию. Будет ли это временным эпизодом усталости от реформ, или Европа готова окончательно вернуться к своим старым привычкам?

Европейская комиссия, наряду со многими руководителями центральных банков и министрами финансов, признает, что асимметричная федерация с одним центральным банком и множеством фискальных органов, каждый из которых действует в соответствии с национальными фискальными правилами, имеет дефляционный уклон. Но даже несмотря на то, что эта тенденция явно ставит ЕС в невыгодное положение по сравнению с США, которые могут реагировать на кризисы, проводя гораздо более благоприятную политику, политической воли для борьбы с этим пока не видно.

В качестве примера можно привести предложение Европейской комиссии по реформированию бюджетных правил ЕС. Несмотря на то, что оно менее жесткое, чем действующий Пакт стабильности и роста, предложение содержит множество нежелательных проциклических элементов. Следствием этого является то, что сегодняшнее ослабление роста будет сопровождаться резкой фискальной консолидацией. Если предлагаемые изменения будут приняты в нынешнем виде, то в период с 2025 по 2028 год ЕС должен будет ежегодно увеличивать структурный первичный профицит на 0,65% ВВП. Это значительная цифра – в случае Франции она еще выше (1,1%), а Италии (0,9%).

Для достижения такого уровня профицита ЕС должен будет пойти на скоординированное ужесточение налогово-бюджетной политики. И, по сути, Еврокомиссия уже прогнозирует такой сценарий на 2024 год, в то время как ЕЦБ объявил, что денежно-кредитная политика останется на рестриктивной территории.

Проблема, безусловно, заключается в том, что чрезмерное ужесточение в таких условиях будет иметь серьезные негативные последствия. К 2025 году, когда ЕЦБ, вероятно, начнет очередной цикл смягчения, можно ожидать денежно-фискальных встречных ветров, которые будут препятствовать экономическому росту и повысят вероятность инфляции ниже целевого показателя, как это произошло в 2013-2016 годы. В то же время нехватка бюджетного пространства ограничит государственные инвестиции в важнейшие стратегические области, такие как оборона, энергетика, смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним, а также технологии.

Не стоит заблуждаться: без той или иной формы бюджетного федерализма, поддерживающей общие расходы для достижения общих целей, ЕС обречен. Чтобы новые бюджетные правила пользовались доверием, необходимо создать больше фискального пространства на федеральном уровне.

Признание этого является первым шагом на пути к выходу из затянувшегося политического тупика ЕС (который был усилен отсутствием взаимного доверия и смелого руководства) и управлению последующими переговорами.

В качестве оптимистического момента можно отметить, что необходимость более тесного фискального союза и сплоченности в решении назревающих проблем широко признана. Однако реформы, направленные на достижение таких результатов, по-прежнему рассматриваются как задачи на будущее, а не как неотложные приоритеты. До тех пор, пока эта проблема будет отброшена на задний план, европейская фискальная и монетарная политика будет продолжать наносить вред, потенциально убивая пациента еще до того, как появится лекарство.

Безусловно, макрополитика – это еще не все, и у ЕС есть все необходимое для решения других неотложных вопросов, таких как миграция, рыночная конкуренция, банковское регулирование и последствия войны России в Украине. Однако до тех пор, пока в Европе будет уделяться чрезмерное внимание стабильности, а не росту, Европа будет оставаться в состоянии стагнации, сближение позиций по общим решениям будет затруднено, а поддержка ЕС со стороны населения окажется под угрозой.

Это важно, поскольку экономическая интеграция без политической поддержки не желательна и невозможна.

Выборы в Европейский парламент в следующем году станут важным испытанием, демонстрирующим, насколько европейцы поддерживают содержательную программу реформ и отвергают возврат к старым порядкам ЕС. Мы можем лишь надеяться на то, что они сделают мудрый выбор и что еще не слишком поздно.

Автор Лукреция Райхлин

Источник exclusive.kz