Кого должно поддержать государство при росте стоимости электроэнергии , сообщает informburo.kz .
Менее трёх месяцев осталось до того, как вырастут тарифы за потребление электрической энергии для всех групп казахстанских потребителей. Такое решение было принято ещё в январе 2022-го. Согласно последним изменениям, с 1 января 2024 года бюджетные организации не смогут заключать договоры с любыми поставщиками электроэнергии, минуя тендеры.
Дело в том, что тарифы на электроэнергию существенно ниже для населения, чем для юридических лиц. Таким образом за счёт государственных и бизнес-учреждений субсидируется убыточный тариф для рядовых потребителей.
По предварительным подсчётам Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА), после введения нового тарифа плата за свет для потребителей увеличится в среднем на 50-60%. Речь идёт о сумме в 500-700 тенге, на которую увеличатся коммунальные платежи владельцев квартир. В этой связи часть энергопредприятий предлагают отложить изменения системы тарифообразования ещё на семь лет – до 2030 года.
Чем это грозит всем группам потребителей электроэнергии и национальной экономике в целом, корреспонденту Informburo.kz объяснили в антимонопольном ведомстве и общественной организации – Ассоциации энергоснабжающих организаций.
Антимонопольщики – за конкуренцию
В антимонопольном ведомстве называют одним из ключевых направлений демонополизации и развития предпринимательства отмену дифференциации тарифов – на электроэнергию, услуги водо-, газо-, теплоснабжения и другое.
Как пояснили в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК), на рынке энергоснабжения действуют свыше 100 поставщиков электроэнергии. И существующая внеконкурсная закупка услуг энергоснабжения у гарантирующих поставщиков (а их 35) ограничивает конкуренцию на этом рынке.
"Во-первых, при дифференциации тарифов происходит удешевление стоимости электроэнергии для всех групп потребителей (безадресно), что означает более высокий уровень финансовой поддержки состоятельных граждан, потребляющих больше электроэнергии по сравнению с социально уязвимыми гражданами. Во-вторых, увеличение затрат предприятий влечёт и увеличение стоимости готовой продукции до 30%. Таким образом, население возвращает полученные "льготы" на электроэнергию при приобретении данной продукции", – объяснил позицию АЗРК первый заместитель председателя агентства Рустам Ахметов.
В-третьих, по его словам, механизм перекрёстного субсидирования, существующий в настоящее время, укрепляет монопольное положение на рынке вертикально-интегрированных энергетических компаний путём предоставления преимущественных прав на розничном рынке, включая закупку их услуг бюджетными организациями или получение электроэнергии у единого закупщика по льготным ценам.
Справка Informburo.kz
Общий объём субсидирования стоимости электроэнергии для населения составляет 34 млрд тенге.
При адресном распределении этого объёма среди получателей адресной социальной помощи (АСП) сумма выплат увеличится на 54%.
В этой связи Агентство по защите и развитию конкуренции совместно с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики реализует комплекс мер по развитию конкуренции, включая отмену искажений ценообразования, обеспечение равного доступа к ресурсам станций (через единого закупщика), свободный вход на рынок и выбор поставщиков электроэнергии, создание им равных условий конкуренции.
Логичные шаги к демонополизации
Председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций (КазЭСО) Сергей Агафонов сообщил, что некоторые участники рынка выступают против установления единых тарифов за пользование электроэнергией для всех групп потребителей.
Главная их цель – максимально отсрочить реформы, необходимые национальной энергетике. При этом у тех, кто действительно заинтересован в развитии конкуренции на рынке электроэнергии, совсем иное видение ситуации.
"В январе 2022 года в рамках так называемого пятого антимонопольного пакета отменили норму, которая ранее позволяла бюджетным организациям (а государство тоже потребляет электроэнергию, и в значительных объёмах) приобретать электрическую энергию вне конкурса, то есть без аукционов, на которых побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. Очень логичный шаг в рамках общей демонополизации экономики Казахстана: теперь никто из поставщиков электроэнергии не будет иметь преимуществ при её продаже", – представил позицию Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
Именно такие преимущества в настоящее время имеют гарантирующие поставщики электроэнергии, которые продают электроэнергию государству по высокому тарифу. Последний в некоторых областях республики в семь раз (!) выше тарифа для населения. По мнению эксперта, эта связь неслучайна:
"Называется это дифференциация. Якобы снижают для потребителей тариф, а затем через высокие тарифы для госучреждений изымают средства из социальной сферы (новые школы и детские сады подождут), потом ещё накидывают сверху на тариф юридических лиц. Последние вынуждены поднимать цены на товары и услуги для населения. Всё эти суммы оказываются затем в тарифной смете гарантирующих поставщиков. Вот вам и забота о населении. На самом деле это популизм и фикция. И что гораздо важнее, тяжёлые последствия для всего рынка электроэнергии".
Эксперт уверен, что казахстанцев вводят в заблуждение относительно эффективности дифференциации – её попросту нет. Он напомнил, что отмену высоких тарифов для госучреждений утвердили почти два года назад, и времени подготовиться у всех игроков рынка было более чем достаточно. Однако реально за этот период гарантирующие поставщики и уполномоченные органы ничего не предприняли, кроме предложений продлить действующие нормы ещё на семь лет.
По мнению спикера, отказ от перемен тарифообразования ведёт лишь к лишению социальной сферы так необходимых ей средств, ускорению инфляции за счёт удорожания товаров и услуг.
При этом, как утверждает глава ассоциации, никто не собирается отказываться от помощи социально уязвимым категориям населения. Но дотации должны быть адресными, помогать государство должно тем, кто действительно в этом нуждается. По подсчётам экспертов, тех средств, что высвободятся с 1 января 2024 года в результате снижения тарифов для госучреждений, вполне хватит для этих целей.
Начало перемен
В Западно-Казахстанской области гарантирующий поставщик – ТОО "Батыс энергоресурсы" с 1 октября 2023 года уже перешёл на единые тарифы для всех категорий потребителей.
Комитет по регулированию естественных монополий по ЗКО на странице в Facebook представил свою позицию в рамках пилотного проекта:
"КРЕМ, тщательно проанализировав представленное уведомление субъекта, с учётом высказанных мнений и предложений потребителей, представителей общественных организаций и СМИ на публичных слушаниях, и согласно нормам "Правил ценообразования на общественно значимых рынках", принял решение согласовать единую цену для всех потребителей в размере 24,61 тенге/кВтч с НДС.
В связи с тем, что на бюджетные организации нагрузка не легла, так как их тариф составил 34,78 тенге/кВтч (с НДС), утверждённый тариф позволит МИО (местному исполнительному органу. – Ред.) свободные бюджетные средства направить на другие немаловажные социальные проекты и адресно нуждающимся слоям населения.
При этом уязвимые слои населения будут защищены от роста тарифов за счёт механизма предоставления жилищной помощи (за счёт акиматов)".
В ассоциации энергоснабжающих организаций назвали лишь две проблемы, тормозящие отказ от дифференциации. Во-первых, нерешительность и неповоротливость уполномоченных органов, для которых гораздо проще сохранить действующую неэффективную модель, чем взять на себе ответственность за возможные улучшения. Во-вторых, не все субъекты рынка заинтересованы в отказе от дифференциации тарифов.
Олигополии, или вертикально интегрированные компании, до сих пор комфортно чувствуют себя на рынке Казахстана. Они используют дифференциацию тарифов как защиту от конкуренции.
Справка Informburo.kz
Олигополии – компании, доминирующие на региональных рынках и сосредоточившие в своих руках несколько видов деятельности. Например, производство, передачу и сбыт электроэнергии.
По мнению Сергея Агафонова, олигополии пользуются существующей системой начисления тарифов и препятствуют запуску на региональный рынок новых поставщиков.
"Очевидно, что цель вертикально интегрированных компаний – не реформы, а сохранение текущего статус-кво. Но реформы не только неизбежны, они уже начались. Их необходимость очевидна. Дело в том, что Казахстан впервые стал энергозависимым от сопредельных стран, и виной этому, в том числе, сложившийся рынок электроэнергии – не транспарентный, неконкурентный и неэффективный", – поделился эксперт своим видением происходящего.
В заключение глава Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций добавил, что участники ассоциации направили письмо в адрес министра национальной экономики Алибека Куантырова. Его авторы отмечают, что КазЭСО выступает за отмену с 1 января 2024 года нерыночной нормы о госзакупках электроэнергии, и просят поддержать приближающиеся реформы тарифообразования.
Автор Оксана Трофимова
Источник informburo.kz