G7 рассмотрит использование замороженных активов России для передачи Украине , сообщает inosmi.ru .
Страны "Большой семерки" поддержали предложение ЕС использовать доходы от замороженных российских активов, сообщает FT. Делается это с целью последующей передачи средств Украине. Так Запад пытается заставить Москву "заплатить за причиненный ею ущерб" Киеву.
Официальные лица стран G7 согласились рассмотреть предложения ЕС об обеспечении финансовой поддержки Украины.
Официальные лица стран G7 поддержали европейские усилия, направленные на то, чтобы использовать миллиарды евро доходов от замороженных российских активов, сделав это на следующий день после того, как эту идею одобрила министр финансов США Джанет Йеллен.
В четверг вечером на встрече в Марракеше министры финансов и руководители центробанков рассказали, что они договорились проанализировать вопрос о том, как могут помочь Украине нереализованные доходы от замороженных резервов Банка России.
В среду Йеллен одобрила предложения ЕС. А принятое G7 решение направлено на возрождение планов Брюсселя по поиску путей для освоения этих доходов.
Страны-члены столкнулись с определенными трудностями в этом вопросе из-за возражений некоторых государств, обеспокоенных правовой стороной дела, а также из-за предупреждений Европейского центробанка о финансовых рисках.
Этими предложениями предусматривается, что ЕС передаст Украине часть доходов от принадлежащих российскому государству финансовых активов стоимостью более 200 миллиардов евро.
Что рассматривается?
После того, как Москва в феврале 2022 года начала полномасштабную военную операцию на Украине, западные союзники Киева заморозили резервы российского центробанка на сумму свыше 300 миллиардов долларов. Из них более 200 миллиардов евро хранится в Европе.
Большая часть этих средств застряла в лабиринтах европейской финансовой системы, а управляет ими крупнейшая в мире расчетно-клиринговая организация Euroclear со штаб-квартирой в Брюсселе.
С тех пор, как активы были заморожены, стали появляться различные идеи о том, как использовать эти средства на помощь Украине. Многие опасаются полной конфискации, утверждая, что это будет нарушением норм международного права.
Некоторые официальные лица вместо конфискации средств предлагают обложить налогом сверхприбыль, или непредвиденные доходы, которые обеспечила Euroclear. Такой налог можно было бы ввести на прибыль, полученную от выплачиваемых на российские активы процентов.
Euroclear отказалась комментировать эти предложения.
Как это работает?
Euroclear играет важнейшую роль на финансовых рынках. Эта организация обеспечивает производство расчетов.
В рамках своей деятельности Euroclear получает платежи, скажем, процентный доход по облигациям, и передает их владельцам активов. Но поскольку в данном случае активы принадлежат российском центробанку, против которого ЕС ввел санкции, Euroclear приходится сохранять эти деньги у себя.
Обычно Euroclear реинвестирует крупные финансовые остатки, зарабатывая быстро увеличивающуюся сумму процентов. Происходит это благодаря тому, что ЕЦБ стремительно увеличивает ставки, которые в еврозоне поднялись с минус 0,5 процента до четырех.
Как раз этими накоплениями повторных инвестиций ЕС хочет воспользоваться, утверждая, что это "непредвиденная прибыль", которой не могло быть без введенного санкционного режима.
За первую половину этого года Euroclear в результате антироссийских санкций получила прибыль в размере 1,28 миллиарда евро, о чем свидетельствует отчетность этой клиринговой организации за последний квартал.
Для начала еврочиновники хотят обязать Euroclear откладывать эти доходы. А потом они решат, как именно сделать их доступными для Украины.
Почему это вызывает противоречия?
В июне ЕЦБ предупредил Еврокомиссию, что такие планы могут пошатнуть доверие мировых рынков и дестабилизировать евро.
Банк обеспокоен тем, что если Евросоюз арестует доходы от активов, принадлежащих иностранному государству, другие центробанки постараются продать свои деноминированные в евро активы.
По данным МВФ, центробанки держат в деноминированных в евро активах более 2,2 триллиона евро. Многие из них находятся в государствах, чья внешняя политика идет вразрез с интересами ЕС и США.
Среди членов ЕС тоже нет единства в этом вопросе. Некоторые страны типа Германии задают вопросы о юридических последствиях захвата средств, которые накапливаются в Euroclear.
Почему же дело движется?
Чтобы свести риски к минимуму, ЕЦБ, ряд стран ЕС и Еврокомиссия хотят добиться согласия на эти предложения со стороны своих партнеров по G7, самым важным среди которых являются Соединенные Штаты.
В среду произошел прорыв, когда Йеллен четко заявила, что она за "освоение непредвиденных доходов от российских суверенных активов, обездвиженных в ряде клиринговых организаций, и за использование этих средств на поддержку Украины". Министр сказала, что это составная часть общих усилий, направленных на то, чтобы "Россия заплатила за причиненный ею ущерб".
В прозвучавшем в четверг заявлении глав центробанков и министров финансов G7 высказано предположение, что другие администрации также поддержат план Euroclear.
Также говорится, что союзники "проанализируют, как чрезвычайные доходы, находящиеся у частных юридических лиц и полученные напрямую от замороженных российских государственных активов, можно направить на помощь Украине и на ее восстановление в соответствии с действующими законами, если эти чрезвычайные доходы по закону не используются для исполнения обязательств в отношении России".
Чиновники из ЕС отмечают, что заявления Йеллен и G7 помогут снять обеспокоенность европейских критиков такого подхода.
"Международное взаимодействие с единомышленниками и партнерами очень важно для продвижения этой работы, – сказал дипломат из ЕС. – То, что мы получили определенную поддержку и заверения от других партнеров, является позитивным моментом".
Что уже делается?
Бельгия в среду заявила, что использует уже собираемый налог на прибыль Euroclear для создания фонда на 1,7 миллиарда евро, предназначенного для Украины.
Премьер-министр Александр де Кро сказал, что эти деньги будут использованы на закупки военной техники и гуманитарной помощи.
Бельгия облагает эти доходы налогом по ставке 25 процентов. В этом году это уже дало ей примерно 600 миллионов евро. По данным информированного источника, в будущем году эти доходы от налогообложения составят 1,7 миллиарда евро.
Налог ЕС, предназначенный для освоения непредвиденных доходов, будет выше бельгийского налога на прибыль юрлиц, сказал один из официальных представителей Евросоюза.
Авторы Лаура Дюбуа , Сэм Флеминг
Источник inosmi.ru