Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах делового издания Manager Magazin дает беспощадный анализ экономической ситуации в Германии. Хотя многочисленные аналитики пишут о затяжной рецессии, в которой увязла Германия, Хенрик Мюллер считает, что все гораздо серьезнее. Рецессии, по его мнению, приходят и уходят, однако в Германии речь идет о структурном кризисе, корни которого лежат гораздо глубже , сообщает inosmi.ru .
Фото: © AP Photo / Michael Probst
Профессор Мюллер сравнивает рецессию с эпидемией гриппа: все процессы замедляются, настроение подавлено, нету сил. Внешнему наблюдателю заметно, как замирает деловая жизнь, пустеют пешеходные зоны, простаивают рестораны, многие теряют работу. Так произошло во время финансового кризиса 2008/2009 годов, когда ВВП Германии сократился более чем на 5%, и это было крупнейшее падение деловой активности за всю историю ФРГ. Как обстоят дела сегодня? Внешне ситуация довольно обманчива: формально катастрофы пока не произошло, тем не менее, опасения в связи с будущим немецкой экономики реальны.
Бундесбанк в своем последнем отчете предупреждает: экономика Германии все глубже погружается в рецессию. В начале этого года ВВП снизится на 0,3% второй квартал подряд, что означает техническую рецессию. Сокращается потребление бундесбюргеров, падает спрос на товары Made in Germany за рубежом. Правительство сталкивается с растущим бюджетным дефицитом, налицо падение инвестиций. Эксперты отмечают угрозу массовых забастовок – прежде всего работников железнодорожной и авиационной отраслей, что негативно отражается на экономике в целом. Согласно прогнозу МВФ, из тридцати крупнейших экономик мира хуже Германии выглядит только Аргентина, и это очень плохое сравнение. ФРГ начинают называть "больным человеком Европы"
Мюнхенская Merkurна поминает, что все большее число немецких предприятий переводит производство за границу, а тысячи их сотрудников теряют работу, в то время как оставшиеся подвергаются сокращению.
Этот список постоянно растет, в него входит, в частности, грузовое подразделение железных дорог DBCargo, поставщик автомобильных комплектующих ZF, производители бытовой техники Mieleи Bosch, а также шин – Continental. Хотя отраслевые объединения требуют оказания срочной помощи, правительство ФРГ до сих пор не смогло выработать программу спасения отечественной промышленности. Как заявила представитель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Юлия Глокнер, индустриальная политика "зеленого" министра экономики Роберта Хабека зашла в тупик.
В конечном счете, пишет профессор Мюллер, рецессию можно "залить" деньгами, искусственно стимулируя потребление, но это будет борьба с симптомами, а не первопричинами болезни. Однако в данном случае речь идет не о рецессии, а о глубоком структурном кризисе. В отличие от банальной рецессии речь идет о последовательной эрозии производительных сил. В то время как по данным МВФ мировая экономика медленно, но неуклонно растет, Германия значительно отстает от других стран.
Структурный кризис состоит прежде всего в деградации традиционно сильных отраслей немецкой экономики. Это автопром, который испытывает трудности, в том числе из-за китайской конкуренции. Это химическая отрасль, которая страдает из-за снижения спроса и высоких цен на энергетику, а также гордость немецкой промышленности – машиностроение. Именно эта системообразующая экспортная отрасль немецкой экономики страдает ввиду растущей зарубежной конкуренции, прежде всего со стороны Китая, а также распада мировой экономики на торговые блоки.
У всех трех немецких чемпионов по экспорту начиная с 2019 года снижается объем производства, пишет Хенрик Мюллер. Ведущие менеджеры негативно оценивают перспективу этих отраслей. Соответствующий индекс мюнхенского Института экономических исследований IFO, считающийся важнейшим показателем экономики ФРГ, достиг самого низкого уровня за последние десять лет.
В то время как продолжает деградировать промышленное ядро немецкой промышленности, другие отрасли также слабеют. В строительной отрасли наблюдается сокращение портфеля заказов, розничная и оптовая торговля снижаются. ВВП Германии практически не вырос за последние четыре года, а частное потребление немцев даже ниже уровня 2019 года. Эта стагнация означает малозаметный, но хронический процесс деградации, к которому граждане невольно начинают привыкать.
Остановить структурный кризис и деградацию производства, по мнению Хенрика Мюллера, может только одно – структурная трансформация. Нужны новые технологии, бизнес-модели, рынки, стартапы, в то время как старая система "съеживается", а ее ведущие отрасли теряют экономическое значение. Этот процесс деградации хорошо известен и неоднократно описан экономистами. Первая фаза реформ, с другой стороны, всегда непопулярна и болезненна, особенно в начале. Но пока что создается впечатление, что капитаны немецкой экономики не приступили к реформам, они по-прежнему делают упор на консервации существующих отношений, создавая тем самым иллюзию стабильности. Миллиарды налоговых поступлений продолжают направляться на поддержку старых отраслей экономики – чтобы поддержать их на плаву в эпоху "зеленого перехода" и конца глобализации, хотя это теряет экономический смысл. Так, министр экономики Роберт Хабек выделяет миллиарды евро ради спасения крупнейшего сталелитейного завода в Бремене. По мнению Хенрика Мюллера, эти деньги было бы эффективней вложить в образование, научные исследования и цифровизацию госуправления.
Процесс модернизации в Германии замедляется общим старением населения, малочисленные новые поколения не имеют "драйва" для проведения нужных реформ. Одновременно уходит на пенсию многочисленное поколение "бэби-бумеров", которое пользовалось всеми благами послевоенного восстановления Германии. В сегодняшней Германии, отмечает профессор Мюллер, создается на треть меньше новых фирм, чем в 2004 году. Главная причина – нехватка инвесторов и непреодолимые бюрократические препоны. Однако без стартапов и частных инвестиций экономика не сдвинется с места. Таким образом, налицо продолжающаяся эрозия производительных сил. Даже если через несколько кварталов рецессия каким-то образом завершится, это не будет означать конец структурного кризиса в Германии.
Автор Дмитрий Добров
Источник inosmi.ru