«Внедряемая в Казахстане маркировка товаров ничто иное как цифровой налог и попытка убить отечественный малый и средний бизнес в угоду крупному, а также бизнесу других стран ЕАЭС, в первую очередь – России», – считает Айнур Кайдарова, независимый юрист, представитель группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане, сообщает exclusive.kz.
Фото: exclusive.kz
С 1 июля вводится маркировка на все лекарства – о том, к каким проблемам это может привести, мы уже рассказывали в отдельном материале. Ранее маркировку ввели для табачных изделий, обуви и некоторых лекарственных средств. В будущем список товаров, подлежащих маркировке, планируют расширить. Спасет ли это казахстанский рынок от нелегальной продукции? Об этом мы спросили независимого юриста, представителя группы импортеров и реализаторов обувной продукции в Казахстане Айнур Кайдарову.
Когда власти ввели маркирование товаров?
– Обувщики, которых я представляю, прошли этот путь в 2019 году. Еще ранее маркировать начали меховые изделия (шубы), но сегодня они по неизвестной нам причине не маркируются. Сами правила маркировки, были утверждены министерством индустрии и инфраструктурного развития РК в сентябре 2021 года без участия в нем импортеров. А Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе ратифицировали 1 марта 2019 года. Следующими в очереди на маркировку стоят ювелиры, по ним уже проводится анализ регуляторного воздействия.
Зачем вообще понадобилась отдельная маркировка? Разве таможенного контроля недостаточно?
– В правительстве утверждают, что маркировать свою продукцию хотят предприниматели. Но если речь идет, к примеру, об обуви, то она и так уже едет к нам с маркой иностранного производителя. В таком случае зачем нам марка от Единого оператора в лице АО «Казахтелеком», который никаких других данных, кроме тех, что имеются на коробке от обуви (страна-производитель, размер и цвет и так далее), не имеет? Именно они указаны в сопроводительных документах, которые предоставляются во все уполномоченные органы (таможня, налоговая и орган сертификации).
Но правительство почему-то вдруг решило прибегнуть к такому сомнительному проекту как дополнительная маркировка и прослеживаемость товара. Последняя опция была, есть и всегда должна быть у таможни в информационных системах Комитета государственных доходов министерства финансов РК (КГД МФ РК).
Для чего нужен отдельный проект по маркировке и прослеживаемости, стало понятно уже после его внедрения: чтобы зарабатывал отечественный и зарубежный олигархат, а сведения о наших предпринимателях шли в общую базу, которую, возможно, планируют сделать наднациональной. Никакого другого эффекта, на мой взгляд, нынешняя маркировка от «Казахтелекома» не дает ни стране, ни бизнесу, ни гражданам.
Кстати, это же министерство промышленности и строительства, которое вдруг озаботилось прослеживаемостью товара, отобрав эту функцию у таможни, активно контролирует и настаивает на необходимости утильсбора, за отмену которого выступает большинство населения. А маркировка, между тем, куда хуже. Утильсбор вводится только на автомобили и на товары, в перспективе подлежащие утилизации. В то время как маркировку могут распространить на все те товары, которые уже маркируются в России.
Как вы думаете, откуда растут «ноги» у двойной маркировки товаров?
– Как выяснилось, проект «Маркировка плюс прослеживаемость товара» – был принят для реализации так называемого «Бурабайского протокола» – Соглашения о создании зоны свободной торговли от 25 мая 2015 года. Согласно этому документу, Казахстан принял на себя обязательства по недопущению на территорию ЕАЭС товаров, ввезенных в нашу страну по ставкам ВТО, отличным от действующих в странах-участницах этого союза. Однако, с юридической точки зрения, такое обязательство противоречит договоренностям ЕАЭС о едином экономическом пространстве и равных правах для всех его участников.
Учитывая интересы лоббирующего маркировку меньшинства (я имею в виду тех, кто считает ее эффективной), мы предложили сделать ее добровольной. Это тот механизм, при котором останутся довольны все. Но правительство заявило, что нужна прослеживаемость от производителя (в нашем случае – иностранного) до фактической реализации товара. Мы доказали, что никакой прослеживаемости с марками Единого оператора АО «Казахтелеком» до сих пор нет и, скорее всего, не будет.
Во-первых, его деятельность не соответствует требованиям Закона «О регулировании торговой деятельности», который требует от оператора самостоятельной разработки ИС МПТ (Информационная система маркировки и прослеживаемости товаров).
Во-вторых, эта ИС МПТ не имеет никакой связи с ИС таможенных органов, где мы производим «очистку» товара, ввоз которого осуществляется через пункты пропуска таможенной границы. Говоря проще, «прослеживаемость» у Единого оператора начинается не с момента ввоза товара, а когда он уже продается в магазинах предпринимателя. А если совсем просто, то показатели таможни и кодов маркировки от Единого оператора нигде не пересекаются.
Тогда о какой же «прослеживаемости» товара и «обелении рынка», как утверждает правительство, идет речь?
– В качестве примера возьмем опять же обувь. Чтобы ввести маркировку на нее, правительство писало всюду, что «теневая экономика по импорту обуви составляла 47%». Но коль они знают, какова ее доля, то, следовательно, в курсе, кто обеспечивает такой высокий процент. Сегодня те, кто лоббирует маркировку, утверждают, что якобы доля теневой экономики снизилась, благодаря маркам Единого оператора. Но это неправда: как было сказано, нет никакой связи между системой маркировки и данным таможни.
Абсурд также заключается в том, что и правительство, и АО «Казахтелеком» игнорируют то, что идет от иностранного производителя, но берут деньги за марки, которые сам же оператор выдает всем, кто регистрируется в ИС МПТ. Не надо обладать специальными юридическими познаниями, чтобы понять – с помощью такой маркировки может быть легализовано огромное количество контрафакта и контрабанды. Смею утверждать, если система маркировки будет работать в том виде, в каком ее внедрили без малого 5 лет назад и продолжают внедрять на сегодня, то экономике страны грозит колоссальный ущерб.
Возьмем, к примеру, табачные изделия. Несмотря на то, что они маркируются с 2018 года, контрабанда никуда не исчезла. По информации Комитета госдоходов (КГД), за четыре месяца 2024 года правоохранительными органами было выявлено 5,5 млн пачек табачных изделий (2,2% от общего оборота) на общую сумму свыше 4,2 млрд тенге. А это значит, что маркировка не помогла в борьбе с контрабандой табака.
Что касается обуви, в СМИ есть информация КГД о том, что «сопоставление таможенной статистики в разрезе товарных позиций с КНР будет некорректным, поскольку согласно законодательству этой страны, допускается указывать один код из десяти товаров по наивысшей стоимости». К примеру, в одной фуре ввозятся разные товары (обувь, одежда, канцелярские товары и др.). При таможенном оформлении экспортер КНР все товары указывает как «обувь».
Получается, что ради введения маркировки обуви статданные по серому импорту были сфальсифицированы?
– Мы все знаем, какими путями ходит у нас теневая экономика. Речь идет о консолидированных грузах, когда на таможне с машины берется определенная сумма без досмотра, а объем товара там может быть на сотни миллионов тенге. Поэтому, как мне кажется, нет смысла рассказывать байки про борьбу с контрабандой с помощью маркировки при наличии «дырявой» таможни. А то, что с ней борются в магазине у предпринимателя за его счет на этапе продажи товара, то это, не побоюсь сказать, – мошенническая схема, о чем мы неоднократно информировали всех чиновников, начиная от главы государства и кончая правоохранительными органами. Однако все наши обращения сбрасываются тем, кто этот механизм совместно с АО «Казахтелеком» и внедрял – в министерство торговли и интеграции, а также в министерство промышленности и строительства.
Надеюсь, в правительстве понимают, что все это создает проблемы для отечественного малого и среднего бизнеса. Маркировка как инструмент недобросовестной конкуренции играет на руку крупным игрокам обувного рынка, среди которых немало иностранцев, и россиян в первую очередь. Они могут позволить себе затраты на IT-специалистов и бухгалтеров, дорогостоящее оборудование и так далее.
Правительство и Единый оператор вместе с аффилированными компаниями (ТОО «Центр развития цифровой экономики» и ТОО «Казахстанская марка») утверждают, что затраты на марку составляют всего 3 тенге на единицу товара. Но они умалчивают, что ради этой «мизерной», как они говорят, суммы субъектам малого и среднего бизнеса нужно нанимать дополнительный штат, закупать оборудование и менять сложившиеся за десятилетия бизнес-процессы. А это очень большие затраты, так как нужно платить зарплаты и бухгалтеру, и IТ– специалистам, и пенсионные, и подоходные, и отпускные, и прочее.
Фактически правительство через приказы и прописывание нужных норм в законодательстве вмешалось в предпринимательскую деятельность. Все их ссылки на Соглашение о маркировке в рамках ЕАЭС необоснованны, так как статья 3 этого документа дает право выбора – внедрять или не внедрять обязательную маркировку с учетом целесообразности бизнес-процессов и уже имеющихся механизмов прослеживаемости. Повторюсь: прослеживаемость есть в информационных системах КГД МФ РК – ИС «Астана-1», «ИС «Виртуальный склад», ИС «ЭСФ». Мы это доказали, продемонстрировав эти системы в действии в правительстве на «Площадке импортеров».
Автор Мерей Сугирбаева
Источник exclusive.kz