В целом, за полгода в Казахстане защитили права потребителей на 777,1 млн тенге, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу комитета.
Фото: inbusiness.kz
Казахстанские потребители стали намного активнее отстаивать свои права. Об этом собщил на коллегии министерства торговли и интеграции РК председатель комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков.
За первое полугодие 2024 года комитет и территориальные департаменты рассмотрели 24 441 обращение, темп роста по сравнению с прошлым годом составил 140% (в 2023 году 17 458 обращений).
Из общего числа поступивших обращений:
- удовлетворены требования потребителей – 10 961 (44,8%)
- оказана правовая помощь – 8 550 (35%);
- в рамках АППК направлены в профильные госорганы по компетенции для проведения совместной работы – 3892 (15,9%) и другие.
Большинство обращений касалось розничной торговли (44,8%), электронной торговли (23,7%), бытовых услуг (6,9%), ЖКХ (4,8%), общественного питания (2,5%).
"Указанные сферы продолжают оставаться на критическом уровне в течение последних лет. Это подчеркивает необходимость улучшения координации работы между госорганами и усиления комплексной защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности"-, сказал Аскар Тынысбеков.
Права потребителей защищены на общую сумму 777,1 млн тенге (возврат денег или товара, обмен товара, замена, выплата неустойки и так далее), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 189% (в 2023 году - 411,3 млн тенге).
Названы города с наибольшим количеством обращений, а также с их значительным ростом:
- Алматы – 4628 обращений (рост на 138%);
- Астана - 2541 обращение (рост на 120%).
- Шымкент –2315 обращений (на 785 %);
Основными причинами роста обращений явились: увеличение нарушений субъектами бизнеса прав потребителей, рост правовой культуры населения, законодательные пробелы в сегменте онлайн-торговли.
Меньше всего обращений было в Кызылординской области - 234 (46%), Акмолинской области - 226 (35%), Улытауская область - 274 обращения (2,1%).
По итогам шести месяцев 2024 года территориальные департаменты провели 570 проверок субъектов предпринимательства, по сравнению с прошлым годом темп роста составил 620% (в 2023 году - 92 проверки).
По данным комитета по правовой статистике, в этом году привлечено к административной ответственности 648 субъектов бизнеса, в том числе 54 получили штраф, 594 - предупреждение.
Всего в 2024 году было инициировано 27 исков в судебные органы. Внесено 280 предписаний об устранении нарушений Закона.
За шесть месяцев 2024 года зафиксировано 55 резонансных дел, где защищены права 204 потребителей на сумму 553,7 млн тенге.
Активно работают в этом направлении департаменты по защите прав потребителей городов Алматы, Астаны и Шымкента, Актюбинской области.
К примеру, в Шымкенте потребителю, чьи права в долевом строительстве были нарушены, возвращены 20 млн тенге.
Участились случай продажи в автосалонах автомобилей ненадлежащего качества . При содействии территориальных департаментов потребителям возвращены средства на сумму более 168 млн тенге.
Такие случаи имелись в Атырауской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Туркестанской областях, а также в Астане, Алматы и Шымкенте.
В Таразе потребители приобрели массажные накидки, продавец отказывался возвращать деньги за товар в течение 14 дней. В результате проведенной работы пяти потребителям вернули деньги на сумму 5 400,0 тыс. тенге.
Вместе с тем, отметил Тынысбеков, отсутствует работа в данном направлении в Карагандинской, Жетысуйской и Атырауской областях.
Кроме того, в рамках ситуационного штаба министерства, при участии 26 общественных объединений по защите прав потребителей в целях выявления некачественной и небезопасной продукции, с начала года во всех регионах проведен отбор импортной молочной продукции, мяса птицы, колбасных изделий, сыра, масла и подсолнечного. Продукты представлены на экспертизу.
Из общего количества (681 вид продукции) по 405 видам, или 59,5%, выявлены нарушения в части маркировки (отсутствие информации о товаре на госязыке, а также нарушения санитарно-эпидемиологических требований, несоответствие по составу, отсутствие соответствующих документов).
До конца 2024 года комитет планирует: продолжить выявление некачественной и небезопасной продукции совместно с общественными объединениями в рамках ситуационного штаба; отслеживать потребительские настроения населения; сопровожать основной проекта закона и сопутствующий законопроект о защите прав потребителей в мажилисе.
Источник inbusiness.kz