Говорят, что генералы «ведут последнюю войну», не предвидя изменившихся обстоятельств. Нечто подобное можно сказать и о Федеральном резерве при Джероме Пауэлле, сообщает nationalinterest.org.
Фото: Shutterstock.com
Сегодняшние более высокие, чем ожидалось, цифры ВВП делают маловероятным, что Федеральный резерв начнет цикл снижения процентных ставок на своем политическом заседании на этой неделе. Это очень жаль, учитывая многочисленные риски ухудшения экономического восстановления, которые сейчас очевидны. К тому времени, как ФРС начнет снижать процентные ставки, для ФРС, вероятно, будет слишком поздно предотвратить экономическую рецессию.
Отличительной чертой ФРС Джерома Пауэлла является ее ретроспективный подход к денежно-кредитной политике. В 2021 году ФРС непростительно медленно повышала процентные ставки, когда были явные признаки ускорения инфляции. Сегодня ФРС очень медленно снижает процентные ставки. Слишком медленно, когда есть явные признаки замедления инфляции и нарастания рисков ухудшения состояния экономики.
ФРС, смотрящая в прошлое, вероятно, скажет, что сегодняшние цифры ВВП не дают ей достаточной уверенности в том, что инфляция снижается до целевого показателя в 2 процента на устойчивой основе. В защиту своей позиции ФРС отметит, что во втором квартале рост ВВП ускорился до более высоких, чем ожидалось, 2,8 процента. Она также укажет, что основной дефлятор личных потребительских расходов, любимый критерий инфляции ФРС, вырос на 2,7 процента по сравнению с прошлым годом.
Основная ошибка, которую ФРС теперь совершает в отношении покупательских привычек после пандемии, заключается в том, что цены на коммерческую недвижимость падают, а застройщики уже начинают объявлять дефолт по ипотечным кредитам на сумму $900 млрд , которые подлежат погашению в этом году. Это особенно сильно ударит по банкам в то время, когда высокие процентные ставки нанесли серьезный ущерб их кредитным и облигационным портфелям. По оценкам, в настоящее время банки сидят на более чем $1 трлн убытков от переоценки по рынку по этим портфелям.
Согласно недавнему исследованию Национального бюро экономических исследований, около 400 малых и средних банков могут обанкротиться из-за высоких процентных ставок и кризиса коммерческой недвижимости. Если бы такие крахи материализовались, они бы напоминали кризис сбережений и кредитов 1980-х годов , который внес значительный вклад в экономическую рецессию.
Другим риском, который может сорвать восстановление, является дрейф Соединенных Штатов в сторону протекционистской политики, особенно против Китая. Одним из явных признаков этого дрейфа является акцент в текущем избирательном цикле на необходимости защиты американских рабочих мест от иностранной конкуренции. Дональд Трамп ясно дал понять, что если он победит на выборах, он введет 60-процентную импортную пошлину для Китая и 10-процентную всеобъемлющую пошлину для экспорта всех других стран. Это несет в себе риск ответных мер со стороны наших торговых партнеров и возврата к экономически разрушительной политике «разори соседа» 1930-х годов.
Если взглянуть на ситуацию за рубежом, то не будет недостатка в политических и экономических рисках, на которые ФРС следует обратить внимание. Россия все еще ведет войну с Украиной, в то время как война Израиля и ХАМАС может перекинуться на остальную часть Ближнего Востока. Китай, вторая по величине экономика мира и до недавнего времени ее главный двигатель экономического роста, изо всех сил пытается справиться с последствиями лопнувшего огромного пузыря на рынке жилья и акций. Тем временем, обремененная большими долгами и неуправляемая Франция вызывает призрак очередного раунда суверенных долговых кризисов в еврозоне.
В 2021 году, в то время, когда экономика активно восстанавливалась и получала самый большой в истории стимул мирного времени, ФРС Пауэлла поддерживала процентные ставки на нулевом уровне, чтобы поддержать сильное восстановление. Это позволило выпустить джинна инфляции из бутылки. Сегодня, в то время, когда высокие процентные ставки ФРС привели к резкому снижению инфляции и когда нарастают риски снижения экономики, ФРС предпочитает придерживаться своей ястребиной денежно-кредитной политики. Это повышает вероятность того, что ФРС Пауэлла в конечном итоге внесет вклад не только в инфляционный всплеск до многодесятилетнего максимума в 2022 году, но и в экономическую рецессию к началу следующего года.
Автор Десмонд Лахман
Источник nationalinterest.org