В Национальном банке Казахстана признали неэффективность инвестирования пенсионных средств, сообщил корреспондент КазТАГ. Представители регулятора заговорили об этом в минувший понедельник во время встречи с членами общественного совета при АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ), после того как показали, что доходность по пенсионным активам остается ниже уровня инфляции.

 

«В части доходности (по пенсионным активам – КазТАГ) хотим отметить, что сбить инфляцию - это непростая задача. Работая в декабре, ты не знаешь, побьешь ее или нет. Побить инфляцию не удавалось почти никогда», - сказал на встрече с членами совета начальник управления пенсионных активов департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов.

 

Для того чтобы получить гораздо большую прибыль, чем в предыдущие годы, Нацбанк намерен довести валютную часть ЕНПФ с нынешних 22% до 30%, добавил заместитель председателя правления Нацбанка Галымжан Пирматов. Для этого регулятор намерен выходить на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии с привлечением зарубежных внешних управляющих.

 

Однако с таким подходом не согласился член совета, экономист Петр Своик.

 

«Инвестирование за рубежом означает, что либо у нас инвестировано во все, во что можно, либо мы не умеем инвестировать», - сказал П. Своик.

 

«Мы же вам уже показали, что не получается», - согласился с ним Г. Пирматов.

 

Более того, по мнению П.Своика, в Нацбанке есть внутренний конфликт интересов, поэтому он не должен иметь отношения к ЕНПФ. Фонд должен стать самостоятельным институтом, и осуществлять финансирование его средств нужно в конкретные проекты, а не в пустые бумаги. Гарантом их возвратности должно быть правительство, считает он.

 

«Тогда можно будет инвестировать не в бразильский песо, а в казахстанскую железную дорогу или в канализацию. Самое надежное вложение пенсионных денег – канализация, которая находится под государственным тарифным контролем. И если государство сделает тариф прозрачным, то сможет эффективно инвестировать», - добавил эксперт.

 

Как отметил в свою очередь экономист Азамат Джолдасбеков, не важно, куда вкладываются пенсионные деньги. Прежде всего важны доверие к их управлению и регулярная отчетность. Необходимо сконцентрироваться на том, чтобы обеспечить реальную независимость ЕНПФ от правительства и Нацбанка, и это снимет многие вопросы, пояснил он.

 

Создается ощущение, что Нацбанк управляет деньгами ЕНПФ бесплатно, отметила в свою очередь глава попечительского совета ОО «Финансовая свобода» Ботагоз Жуманова. Однако, согласно аудиторской отчетности ЕНПФ, в 2014 году пенсионный фонд заплатил Нацбанку Т26,5 млрд, а в 2015 году сумма выросла до Т59 млрд, утверждает она.

 

«Я считаю, что это большая сумма. И почему за год стоимость услуг Нацбанка выросла почти в два раза?» - поинтересовалась Б.Жуманова.

 

На этот вопрос взялась ответить глава пенсионного фонда. По словам председателя правления ЕНПФ Нурбуби Наурызбаевой, во время существования частных пенсионных фондов размер их комиссионного вознаграждения составлял 15% от инвестдохода и 0,5% - от активов. После создания ЕНПФ вознаграждение снизили вдвое, но своим постановлением Нацбанк еще более снизил эту планку: 5,25% - от инвестдохода и 0,025% - от пенсионных активов, отметила она.

 

На замечание независимого директора «Народного банка» Кадыржана Дамитова о том, насколько важно понять, сможет ли доходность по накоплениям вкладчиков ЕНПФ обеспечить им достойную старость, Н.Наурызбаева напомнила, что уже второй год подразделение актуарных расчетов ЕНПФ работает с международной компанией Callung Consulting. Эта компания разработала симуляционную программу, которая работает с учетом факторов инфляции, демографических данных и показателей безработицы.

 

«Но даже они не смогли сказать, при каком размере пенсионных отчислений денег человеку в старости будет хватать. Во-первых, сложно предвидеть развитие экономики на 15-20 лет вперед. Во-вторых, когда они вставляют в свои формулы наши реальные данные по инфляции, их расчеты ломаются. У нас показатели безработицы и инфляции, видимо, не настолько между собой вяжутся. Но мы будем работать с ними и дальше», - сказала глава ЕНПФ.