Этот квартал может быть относительно стабильным для рынка облигаций, но падение стоимости нефти или геополитический риск способны сыграть роль скалы, при столкновении с которой устойчивое судно пойдет ко дну. Наступление весны и лета всегда привносит определенный оптимизм, как минимум для нас — северян, до настоящего момента боровшихся с темнотой и минусовыми температурами целых пять месяцев кряду. Такой оптимизм распространяется и на финансовые рынки.

 

Фактически, наш оптимистичный прогноз по 1-му кварталу, сделанный в начале 2017 года, в большей степени сбылся: фондовые индексы достигли многолетних максимумов, показатели инфляции и экономического роста улучшились, невзирая на непрекращающийся поток политических рисков. На самом деле, такие политические риски как, например, выборы в Европе, могут повлиять на рынки весьма незначительно, чего не скажешь о неопределенности, предшествующей этим событиям.

 

Доходность во всем мире также выросла в соответствии с нашими прогнозами, но мы полагаем, что этим все не закончится. Мы разочарованы уровнем доходности ключевых облигаций, и потому призываем к осторожности. Однако на данный момент имеются факторы, мешающие доходности вырваться за пределы текущих торговых диапазонов, кроме того, дальнейший рост может замедлиться или вовсе остановиться под влиянием изложенных ниже причин.

 

Европейские выборы

 

С точки зрения рыночной перспективы, боязнь выборов в Европе связана с тем, что охваченные протестными настроениями электораты сформируют антиевропейские правительства, усилив тем самым угрозу развала ЕС. Именно поэтому мы ожидаем существенного снижения интереса к риску в преддверии выборов во Франции.

 

Но даже если во Франции будет сформировано правительство, настроенное на выход из ЕС, вряд ли оно будет наделено реальной властью. И потому мы верим, что значительная часть политических рисков исчезнет после выборов во Франции, на рынках рисковых активов возобновится рост, а ключевые рынки облигаций – например, в Германии, Нидерландах и Дании – лишатся премии за «безопасность»; это повысит общий уровень доходности ключевых облигаций.

 

Перед сентябрьскими выборами в Германии бегство от рисков может возобновиться, хотя на данном этапе это событие сильно не беспокоит инвесторов.

 

Обвал цен на нефть

 

Цены на нефть стабилизировались в 2016 году, а стоимость барреля в районе 50 долларов за баррель положительно влияет на инфляционные компоненты после обвала до 27 долларов за баррель в начале 2016 года, за которым последовало восстановление. Вкупе с прочими факторами это означает, что инфляция набирает ход, что приведет к умеренному эффекту статистической базы и повысит уровни доходности в мире. С другой стороны, возврат цен на нефть на уровень в 20 долларов за баррель может существенно повлиять не только на инфляционные ожидания, но также вернуть волатильность на финансовые рынки в виде рефлекторной распродажи на фондовых рынках и падения доходности во всем мире.

 

Может ли нефтяной рынок рухнуть снова? Согласно прогнозам, мировая экономика будет расти, способствуя увеличению спроса на нефть, но проблема в том, что профицит предложения никуда не делся и даже вырос, а гибкая сланцевая отрасль сдерживает все попытки подтолкнуть цены выше.

 

Кроме того, нужно учитывать общее позиционирование на рынке нефтяных фьючерсов, которое также играет важную роль и способно направить цену по нисходящей спирали, поскольку любой процесс корректировки позиций может спровоцировать массовые распродажи фьючерсов на нефть.

 

Геополитика

 

Текущие геополитические проблемы, скорее всего, не несут в себе побочных рисков для рынков. Однако события в Турции способны усилить неопределенность в Европе, оказав при этом незначительное влияние на рынки. Тем не менее, политический тупик в Турции может дестабилизировать ситуацию внутри страны, что, в итоге, повлияет и на другие развивающиеся рынки.

 

Мы твердо верим, что доходность в течение года будет постепенно увеличиваться, а на рынках рисковых активов после выборов может начаться рост, однако изложенные выше факторы способны изменить ситуацию.

 

Без ожидаемых положительных событий, некоторые ценные бумаги с фиксированной доходностью на данном этапе стоят слишком дешево. Мы полагаем, что нужно отслеживать рынки, непосредственно связанные с кривой долларовой доходности, именно они могут принести инвесторам большие прибыли, особенно если не оправдаются ожидания по фискальной политике, а также усилению темпов мирового роста и инфляции. Рынок корпоративных облигаций США выиграет в том случае, если начнется новая фаза снижения доходности в мировом масштабе, и созреет для позиционирования возможно на фоне разочаровывающих показателей.

 

EM = легкие деньги?

 

Наш годовой положительный прогноз по облигациям развивающихся рынков подтверждается значительным ростом на большинстве крупнейших рынков облигаций ЕМ-сегмента. Мы по-прежнему придерживаемся этой точки зрения и считаем, что во 2-м квартале постепенный рост экономик ЕМ-сегмента гораздо сильнее повлияет на привлекательность этого класса активов, нежели рост базовой доходности на мировом уровне.

 

Отчасти это объясняется умеренной премией за риск на развивающихся рынках, что, на наш взгляд, будет привлекать инвесторов: они активнее включаются в процесс глобализации и стандартизации, торговать на них легче, а оценивать стоимость активов относительно аналогов на развитых рынках - проще. В то же время, многие страны развивающегося сегмента становятся более зрелыми и, по мере перехода экономики и финансовой системы на новую ступень, в них исчезают некогда достаточно серьезные факторы риска, свойственные развивающимся рынкам (например, отсутствие структуры / базы и рыночной ликвидности).

 

С другой стороны, мы не ждем, что 2017 год будет лишен препятствий, в частности, ожидания относительно политики ФРС или рост геополитической неопределенности могут привнести турбулентность в данный класс активов. Валюты развивающихся стран также могут оказаться под угрозой в 2017 году.

 

Политическое влияние переоценено

 

Опыт 2016 года говорит о том, что рынок наращивает ожидания в преддверии важных политических событий. Никто не хочет рисковать, а на рынке ценных бумаг с фиксированной доходностью, в рамках антирискового позиционирования, пользуются спросом базовые облигации.

 

Зачастую такое позиционирование обусловлено действиями крупных фондов, которые во многих случаях вынуждены снижать уровень риска, подчиняясь требованиям внутренних или внешних моделей риска. Масштабы позиционирования перед двумя наиболее крупными событиями оказались избыточными, поэтому по факту рынки рисковых активов росли даже в случае реализации наихудшего сценария.

 

Об этом нужно помнить по мере приближения к двум ведущим европейским выборам, для которых будет характерна та же модель ожидания событийных рисков. На рынке облигаций мы с настороженностью относимся к базовой европейской доходности после выборов во Франции, особенно если они пройдут без сюрпризов, что весьма вероятно. Улучшение макростатистики в Европе и рост инфляции, вкупе с давлением на ЕЦБ в попытке изменить курс кредитно-денежной политики – опасное сочетание для европейских рынков облигаций.

 

Мы ожидаем, что инфляция и доходность будут постепенно нарастать, но на этот сценарий могут повлиять цены на нефть и геополитические события. Мы также ожидаем, что европейские выборы вызовут массовое бегство от рисков, сдерживая доходность по ключевым европейским облигациям в преддверии выборов.

 

Важнейший фактор риска для рынков долговых инструментов – это рост после выборов, он может спровоцировать резкое повышение доходности по ключевым облигациям; рынок просто не сможет с ним справиться, особенно если ЕЦБ займет менее осторожную позицию.

 

 

Источник: Saxo Bank