Глобальные изменения в платежной индустрии, характеризующиеся активным развитием и применением инновационных цифровых технологий, оказали значительное влияние и на отечественный платежный рынок – наблюдается расширение доли использования дистанционных каналов. Об этом сообщили в Департаменте платежных систем Национального Банка Республики Казахстан в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, комментирует, разъясняет». Так, за последние пять лет объем операций, проведенных через дистанционные каналы связи и электронные терминалы, вырос более чем в 2 раза, составив в 2016 году 474,7 млн. транзакций на сумму 12,4 трлн. тенге.

 

nacbank table 26042017 1Банками на постоянной основе проводятся работы по улучшению сервисов Интернет- и мобильного банкинга, расширяется спектр оказываемых клиентам услуг по управлению банковским счетом дистанционным способом. Нарастающее влияние цифровых технологий на рынок платежных услуг в последние годы сказалось на увеличении объемов операций посредством Интернет/мобильного банкинга, которые в 2016 году составили 934,0 млрд. тенге, что превышает показатели 2015 года в 2,3 раза. Каждый третий безналичный платеж физических лиц, осуществляемый дистанционным способом, проводится через Интернет- и мобильный банкинг, отметили в НБРК.

 

 Активность использования платежных карточек растет – Нацбанк РК

 

На рынке платежных карточек представлены 25 банков и АО «Казпочта», а также специализированные компании, оказывающие процессинговые услуги по операциям с платежными карточками. Об этом сообщили в Департаменте платежных систем Национального Банка Республики Казахстан в рамках спецпроекта «Национальный Банк информирует, комментирует, разъясняет».

 

По данным НБРК, по состоянию на 1 апреля 2017 года в обращении находилось 16,1 млн. платежных карточек, держателями которых являются 14,4 млн. человек. Показатели развития рынка демонстрируют положительную динамику повышения активности использования платежных карточек. Так, еще три года назад использовалось только порядка 40% находящихся в обращении платежных карточек, к 2017 году этот показатель превысил 50%, составив 8,2 млн. единиц.

 

Повсеместное распространение сети обслуживания гарантирует доступность платежного сервиса населению в необходимом месте и в требуемое время. При этом статистические показатели платежной инфраструктуры, показывающие значительный рост сети POS-терминалов за последние три года (в 2,3 раза) по сравнению с незначительным приростом количества банкоматов (6,6%), характеризуют проводимую банками политику по расширению безналичных платежей.

 

Как отметили в Нацбанке, развитие сети POS-терминалов, а также наблюдаемый рост количества предпринимателей, принимающих к оплате платежные карточки (в 2,9 раза за последние три года), способствовали созданию наиболее благоприятных условий для клиентов при расчетах за приобретаемые товары и услуги с использованием карточек. Сумма безналичных платежей с использованием платежных карточек составила в 2016 году 1 620,2 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 57,2%.

 

Появление на рынке новых платежных инструментов и предъявление повышенных требований к работе оборудования способствует совершенствованию применяемой инфраструктуры. Многие POS-терминалы поддерживают стандарты сотовой связи и являются мобильными, а также способны обслуживать бесконтактные платежные инструменты. Для мелких торговых и/или обслуживающих предприятий имеется возможность использования mPOS путем подключения к смартфону. Также развитие получили бесконтактные технологии, которые позволяют осуществлять платежи без физического соприкосновения платежной карточки и электронных терминалов или иных устройств в момент совершения операции. Так, из установленных в торговых и обслуживающих организациях POS-терминалов около 30% позволяют проводить бесконтактные платежи. Также, в целях оплаты товаров и услуг, на рынке представлены решения по использованию QR-кодов с зашифрованными реквизитами предпринимателей.

 

Сегмент платежных услуг по приему и обработке платежей, осуществляемых населением путем взноса наличных денег через платежные терминалы, обслуживают банки и частные платежные организации. На рынке Казахстана по состоянию на 1 апреля 2017 года установлено более 66 тыс. платежных терминалов. При этом активное развитие сети платежных терминалов способствовало усовершенствованию банкоматов путем реализации функции «cash-in». Из общего количества банкоматов 17% имеют данную функцию, сообщают в Нацбанке.