Курс национальной валюты со средних за апрель 312 тенге за доллар к настоящему моменту ослабел до 318 тенге. Tengrinews.kz опросили экспертов прокомментировать, с чем связана такая волатильность и чего ожидать дальше. Доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим полагает, что ослабление курса тенге обусловлено достаточно резким снижением стоимости нефти на мировом рынке. Марка Brent буквально за несколько дней снизилась с 51 до текущих 47,52 доллара за баррель.
«Судя по значительному снижению стоимости нефти, можно предположить, что тенге, скорее всего, еще продолжит слабеть. Биржевой курс на текущий момент 317,9, впереди почти пять дней выходных, но думаю, что 320 можем увидеть уже к середине мая», — не исключил Ибрагим.
Аналитик АО «Цесна Капитал» Дархан Лукпанов в своем комментарии отметил, что в ближайшие месяцы в вопросе курсообразования тенге значительную роль продолжат выполнять цены на нефть и курс рубля. Однако ввиду неопределенности по этим вопросам аналитик воздержался от того, чтобы сказать предварительно, сколько будет стоить национальная валюта.
«В вопросе нефти многое зависит от заседания ОПЕК 25 мая. А курс рубля будет зависеть и от нефти, и от вербальных интервенций правительства, где в пользу ослабевания рубля ратуют самые высокие государственные должностные лица», — пояснил Лукпанов.
В отличие от этих мнений, экономист Алмас Чукин не берется однозначно утверждать, чем вызвана волатильность курса тенге. Свою мысль он поясняет тем, что цены на нефть не могут одномоментно влиять на реальную экономику.
«Возможно, приток долларов резко сократился в связи с тем, что закончился налоговый период. Возможно, идут погашения займов иностранцам, может, еще что-то. Цены на нефть тоже, конечно, оказывают влияние, но в основном здесь фактор психологический. Игроки реагируют на колебания, но чтобы цены на нефть отразились на государственном бюджете, должно пройти огромное время», — считает Чукин.
До конца года, по мнению экономиста, волатильность курса сохранится в пределах 310-325 тенге. А в следующем году тенге поддержит увеличение нефтяного экспорта.
«Я остаюсь на своем прогнозе, который дал в начале года. Основная опора состоит в том, что запустился Кашаган, а в следующем году запустится так называемая вторая фаза Chevron. Это даст к нефтяному экспорту Казахстана прирост 20-30 процентов. Поэтому что бы ни происходило с ценами на нефть, чисто за счет роста физического объема общие финансовые показатели, я думаю, будут более или менее нормальными. Сильно удивлюсь, если курс тенге пойдет дальше 325», — поделился прогнозом Чукин.