Москва, 10 мая - "Вести.Экономика". Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин назвал действия ЕБРР дискриминацией по отношению к России. При этом сам банк допустил несколько нарушений, когда принимал решение о прекращении финансирования российских проектов.
О том, что ЕБРР прекращает новые инвестиции в Россию, стало известно в июле 2014 г. Фактически все операции в РФ после этого свелись к финансированию уже согласованных и работающих проектов.
Тогда же стало ясно, что решение исключительно политизировано, поскольку реальных финансовых или экономических обоснований для прекращения финансирования просто нет.
В 2013 г. по линии ЕБРР финансирование проектов в РФ составило 2,5 млрд евро, при этом по итогам первого полугодия 2014 г. 19% всех инвестиций банка приходились на Россию. В среднем же на долю инвестиций в РФ приходится 20-30% всего объема вложений ЕБРР. В 2013 г., например, плановая доля составляла 33%, хотя фактический объем операций составил 1,816 млрд евро, или 21%. При этом только по России план финансирования не был выполнен.
Поэтому заявление Орешкина о том, что банк рискует своей доходностью и судьбой из-за решения остановить финансирование новых проектов, полностью соответствует реальности.
В 2016 г. банк показал худший показатель по прибыли за последние 5 лет, она составила 642 млн евро. Общий доход банка по итогам 2016 г. составил 1,699 млрд евро, а без учета российских операций - 1,202 млрд евро.
В 2016-2020 гг. общий размер недополученного валового дохода из-за отказа финансировать российские проекты может достигнуть 2 млрд евро.
ЕБРР
Изначально ЕБРР создавался для поддержки рыночных реформ в странах Восточной Европы. С 1991 г. этот инвестиционный механизм использовался в 35 государствах Европы и Центральной Азии. Штаб-квартира находится в Лондоне.Россия является седьмым крупнейшим акционером ЕБРР с долей голосов в 4,1% (доля СССР составляла 6%). Другими крупнейшими акционерами являются США (10,2%), Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,7%), Испания и Канада (по 3,5%), ЕС и ЕИБ (по 3,1%), Нидерланды (2,5%), Австрия, Бельгия, Швейцария и Швеция (по 2,3%), Польша, Норвегия и Финляндия (по 1,3%).
При этом на страны ЕС приходится 51% квот в уставном капитале, на страны Центральной и Восточной Европы, не входящие в ЕС, – 13%, остальные неевропейские страны – 24%.
Согласно уставу все члены МВФ могут быть членами ЕБРР.
Единственной страной, которая вышла из категории "стран операций", стала Чехия в 2007 г., так как ЕБРР признал ее "зрелой" рыночной экономикой.
Фактически главной задачей ЕБРР является создание благоприятных условий для развития экономики в постсоциалистических странах.
Объектами инвестиций являются частные компании, крупные рыночные структуры, совместные предприятия и другие компании.
При этом допускается широкий набор инструментов финансирования, если они соответствуют общепринятыми стандартам. Обычно это прямое кредитование компаний, инвестирование в капитал, размещение ценных бумаг, предоставление гарантий и займов, оказание научно-технической помощи.
Кредитные ресурсы включают в себя: акционерный капитал; привлеченные заемные средства; средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям; выручку от реализации инвестиций в акционерный капитал; прочие средства и доходы ЕБРР. Также есть специальные фонды. ЕБРР не занимается страхованием и экспортным кредитованием.
Приоритетными направлениями считаются энергетика, инфраструктура, транспорт, телекоммуникация, экология, агробизнес, финансовый сектор и приватизация.
Организационная структура ЕБРР
Общая организационная структура ЕБРР повторяет структуру других международных финансовых институтов.
В частности, существует совет управляющих, совет директоров и президент. В совет управляющих входят по два представителя стран-участниц. Также совет избирает одного члена в качестве председателя.
Совет управляющих делегирует часть полномочий совету директоров. Он состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора от стран Центральной и Восточной Европы; 4 — от остальных европейских стран и 4 — от неевропейских стран сроком на 3 года.
Президент ЕБРР выбирается советом управляющих на 4 года. Сейчас главой ЕБРР является представитель Великобритании Сума Чакрабарти.
Отказ от финансирования российских проектов
Фактически отказ ЕБРР финансировать новые проекты в РФ продиктован желанием западных акционеров. Большое число голосов США и ЕС гарантирует возможность использования этого инструмента в политических целях, что и было сделано.
При этом отказ не был оформлен юридически, тем самым нарушая устав ЕБРР.
Устав ЕБРР
Устав ЕБРР предусматривает деятельность только в тех странах, которые привержены принципам "демократии". Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
- способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
- брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
- применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:
- проведению структурных и отраслевых реформ;
- развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
- укреплению финансовых организаций и правовых систем;
- развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
- внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Являясь катализатором перемен, ЕБРР:
- стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций,
- привлекает отечественный капитал,
- оказывает техническое содействие.
При этом совет директоров банка последовательно игнорирует претензии российской стороны.
Проблема в том, что "правовые шаги" для решения этой проблемы почти невозможны.
Подать суд на международный финансовый институт почти невозможно, хотя Россия утверждает, что нарушены нормы международного публичного права. Но в целом это спор о внутренних документах ЕБРР, поэтому решаться он должен внутри банка.
Действия банка противоречат статье 8.3 учредительного соглашения, где указано, что доступ к финансированию может быть приостановлен, если "какой-либо член осуществляет политику, несовместимую со статьей 1" или же "в случае чрезвычайных обстоятельств".
Статья 1 определяет цель ЕБРР как "содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики".
Тот факт, что решение об ограничении финансирования принималось под давлением геополитических и внешнеполитических амбиций отдельных акционеров ЕБРР, тщательно игнорируется уже более двух лет.
Кроме того, совет директоров вообще не мог принимать такого решения, он мог только рекомендовать совету управляющих это сделать, а затем вопрос бы решался голосованием. Но эта процедура не была соблюдена.
Ограничения ЕБРР по своей сути оказались даже жестче западных санкций против России, так как запретили финансирование вообще всех новых проектов.
Примечательно, что ЕБРР хранит молчание относительно условий возобновления финансирования.
На США, Японию и ЕС приходится 63% акционерного капитала, поэтому многие отмечают, что решение о запрете финансирования было проведено через страны G7 c непосредственным участием Вашингтона.
При этом даже голосование, скорее всего, стало бы формальным, так как серьезного противодействия оставшиеся страны не смогли бы оказать. Об этом, кстати, свидетельствует и ответ ЕБРР на критику Орешкина. В банке отметили, что решение совета директоров было поддержано советом управляющих. Решение ЕБРР было мотировано с политической точки зрения, что становится очевидным при рассмотрении состава акционеров и учитывая ухудшение финансовых показателей. При этом руководство ЕБРР отрицает все обвинения, рекомендуя решать этот вопрос именно с акционерами.
Судя по всему, возобновлены операции будут только в том случае, если США и ЕС отменят санкции против России.
Деятельность ЕБРР в России
Рекордный объем операции ЕБРР в России был достигнут в 2011 г. на уровне 2,93 млрд евро, тогда в работе находилось 74 проекта.
Затем показатель постоянно снижался, а в 2014 г. ситуация дополнительно ухудшилась, так как даже до введения запрета на финансирование ресурсы банка перераспределялись не в пользу России.
Всего за время существования ЕБРР, аккумулированный объем инвестиций в России превысил 25 млрд евро.
Крупнейшие проекты ЕБРР в России
Компания | Сумма | Цель | Срок |
---|---|---|---|
РЖД | $500 млн | Кредит на реструктуризацию баланса РЖД и поддержку реформы российской железнодорожной системы |
2009-2019 гг. |
Магистрали Северной столицы |
200 млн евро | Финансирование строительства Западного скоростного диаметра |
|
Московский кредитный банк |
$180 млн | Покупка 7,5% акций | 2012 г. |
РЕСО-Гарантия | $150 млн | Покупка 10% акций | 2007 г. |
Промсвязьбанк | $150 млн | Покупка 11,75% акций | 2010 г. |
Интер РАО | 12 млрд рублей | Кредит для перевода с угля на газ мощностей одной из крупнейших ТЭС на Урале |
2013-2020 гг. |
Лента | 4,6 млрд рублей | Кредит на финансирование развития сети | 2014-2020 гг. |
РусГидро | 4,4 млрд рублей | Кредит на рефинансирование текущей задолженности ДРСК и модернизацию распределительных сетей |
Источник: Вести.Экономика