В 2015 году европейская валюта просела по отношению к доллару на 10,2%. В 2016 году – на 3,2%. Наиболее острым периодом спада для европейской валюты стало окончание предыдущего года, а среди основных причин ее ослабления – накопление геополитических рисков на европейском континенте. 9 ноября 2016 года стало известно о победе Дональда Трампа на президентских выборах США. К 20 декабря 2016 года евро просел по отношению к доллару на 5,8% до минимального с 2003 года уровня. С одной стороны, американская валюта получила поддержку в виде обещанных Дональдом Трампом экономических и инфраструктурных реформ. С другой, протекционистские взгляды новоизбранного президента заставили инвесторов более внимательно отнестись к европейским политическим силам, придерживающимся аналогичных взглядов, а именно к партиям евроскептиков. В результате, в начале 2017 года перед мировым инвестиционным сообществом встало несколько острых вопросов – смогут ли противники европейской глобализации выиграть выборы в парламент Нидерландов в марте, станет ли президентом Франции лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен на майских выборах и как закончатся парламентские выборы в Германии в сентябре.

К середине мая две из трёх нависших над Европой «туч» рассеялись, а курс европейской валюты начал укрепляться по отношению к доллару. В Нидерландах «Народная партия за свободу и демократию» во главе с действующим премьер-министром страны Марком Рютте победила на выборах, завоевав 33 из 150 мест в парламенте, опередив крайне правую «Партию свободы» (20 мест). Кроме этого все крупные партии страны, прошедшие в парламент заявили, что не разделяют ультраправых взглядов «Партии свободы». А в самом начале мая на президентских выборах во Франции абсолютное большинство в 66,1% получил лидер партии «Вперед!» и бывший министр экономики страны Эммануэль Макрон, который выступает за укрепление ЕС. Наконец, 14 мая состоялись местные выборы в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия. «Социал-демократическая партия Германии» («СДПГ»), которая является главным конкурентом партии «Христианско-демократический союз Германии» («ХДСГ») во главе с Ангелой Меркель, неожиданно проиграла в ключевой для себя земле с худшим за 60 лет результатом. Если на прошлых выборах распределение голосов было 39,1% против 26,3% в пользу «СДПГ», то текущие выборы закончились победой «ХДСГ» с 33% против 31,2% у основных конкурентов. Победа находящейся у власти партии в самой населенной земле Германии, а также результаты выборов еще в 2 федеральных землях в начале 2017 года (закончившихся победой «ХДСГ»), позволяют рассчитывать на сохранение текущего политического курса главной экономической силы Европы. Данный факт должен оказать позитивное влияние на стоимость европейской валюты, как до начала сентябрьских выборов, так и после подведения их итогов.

Недавнее укрепление евро вызвано и действиями республиканца Дональда Трампа. В первые 100 дней президентского срока новоизбранный президент не реализовал главные из обещанных законодательных реформ. Мартовское голосование по законопроекту о реформе здравоохранения, которая заменила бы программу медицинского страхования «ObamaCare», в последний момент было отменено самим президентом. Проект не нашел значительной поддержки даже внутри партии республиканцев. Что касается налоговой реформы, то ее нынешний вид практически никак не отличается от предвыборных обещаний Дональда Трампа – до реального обсуждения плана в Конгрессе США еще достаточно далеко.

Дополнительную поддержку курсу европейской валюты продолжает оказывать публикуемая в регионе макростатистика. По предварительным данным ВВП еврозоны в I квартале 2017 года расширился на 1,7% г/г (0,5% к/к). Улучшение экономической ситуации наблюдается во всех крупнейших экономиках региона – Германии, Италии и Франции. В свою очередь в I квартале 2017 года темпы роста ВВП США составили 0,7% к/к против 2,1% к/к в IV квартале 2016 года. Данный результат является самым слабым за последние 3 года.

Уверенности инвесторам прибавляют и заявления Европейской Комиссии (ЕК). В своем весеннем отчете ЕК повысила прогноз по темпам роста ВВП еврозоны в 2017 году с 1,6% до 1,7%. Кроме этого, ЕК ожидает увеличения годовой инфляции в зоне евро с 0,2% в 2016 году до 1,6% в 2017 году, а также снижения безработицы до 9,4% в 2017 году и до 8,9% годом позже (в апреле 2017 года показатель находился на уровне 9,5%).

Постепенное разрешение «кризиса евроскептиков» поддерживается и данными по динамике торгового баланса блока. В I квартале 2017 года объем экспорта еврозоны (в стране вне блока) расширился до 537,1 млрд. евро (+7,6% г/г) при росте объема импорта до уровня в 479,8 млрд. евро (+10,2% г/г). Среди сохраняющихся рисков для экономики Европы – неопределенность в процессе выхода Великобритании из состава блока, а также возможные торговые разногласия с США.

Немаловажным фактором укрепления евро в начале 2017 года стало смягчение риторики ФРС США в вопросе повышения ключевой ставки. Одной из причин данного решения является желание регулятора приступить к процессу сокращения баланса ипотечных ценных бумаг до конца года. На текущий момент объем данных активов достигает $1,75 трлн. при общем объеме активов регулятора в $4,45 трлн. Реализация столь объемного пакета активов несёт существенные риски для мирового рынка облигаций и ипотечных ценных бумаг. В этой связи, по нашему мнению, регулятор будет обязан выбрать один из альтернативных способов ужесточения кредитно-денежной политики.

Вместе с тем, мы считаем, что расширение стимулирующих мер от ЕЦБ, а именно продление программы QE с марта 2017 года по декабрь 2017 года (с сокращением объема покупки активов с 80 млрд. евро до 60 млрд. евро с апреля по декабрь) в декабре 2016 года уже нашло отражение в стоимости валютной пары EUR/USD. Последние заявления главы регулятора Марио Драги носят примерно одинаковый характер – «Европейский центральный банк продолжит проводить мягкую кредитно-денежную политику настолько долго, насколько это потребуется. Основной ориентир – стабилизация годовой инфляции в еврозоне на уровне 2%». С января 2013 года данный показатель является недостижимой границей для разнородной экономики блока. В апреле 2017 года индекс CPI в еврозоне расширился на 1,9% г/г, однако, по прогнозам ЕК, ускользающий эффект низкой базы в ценах на энергоносители приведет к спаду показателя до 1,3% в 2018 году. В данной связи инвесторы уже могли удостовериться в том, что европейский регулятор продолжит проводить ультрамягкую кредитно-денежную политику на протяжении долгого времени.

Рассчитывать на дальнейший рост европейской валюты по отношению к американской валюте позволяет и информация с фондовых площадок. Так, чистый размер открытых спекулятивных позиций по контрактам на пару EUR/USD (на Чикагском и Нью-Йоркском рынке фьючерсов) 12 мая 2017 года впервые с мая 2014 года забрался выше нулевой отметки – до 2,24 млн. контрактов. Положительный показатель по открытым спекулятивным позициям по паре EUR/USD свидетельствует о том, что спекулятивные инвесторы ставят на рост евро по отношению к доллару.

Прогноз QBF

Постепенное разрешение «кризиса евроскептиков», а также улучшение экономической ситуации в Европе окажут позитивное влияние на стоимость европейской валюты. Расширение стимулирующей политики ЕЦБ в конце 2016 года уже отыграно рынком, а публикуемая в регионе макростатистика позволяет рассчитывать на сохранение риторики регулятора в течение всего 2017 года. Среди основных угроз для курса евро – ужесточение кредитно-денежной политики ФРС США, однако на последних заседаниях представители Федрезерва заострили внимание на возможном сокращении скорости повышения ключевой ставки с целью сокращения активов на балансе. На этом фоне мы сохраняем среднесрочный курс по валютной паре EUR/USD на уровне 1,15 до конца 2017 года.