Как показал анализ, большинство заемщиков – индивидуальные предприниматели.

Как за год изменился портрет клиентов сервисов онлайн-кредитов и кто чаще всего оформляет такие займы? Исследование на эту тему провела компания MoneyMan.kz, сообщает Kapital.kz.

Результаты исследования показали, что большинство заемщиков трудоустроены или занимаются индивидуальным предпринимательством.

Большинство клиентов сервисов онлайн-кредитования — мужчины — в 2017 и 2016 году их доля составила 53% и 51% соответственно. При этом чаще остальных онлайн-займами пользуются молодые люди в возрасте 18−30 лет. В 2016 году на таких клиентов пришлось 52,4% договоров, а к 2017 году клиенты этого сегмента оформили 56,6% займов.

26% клиентов компании — заемщики от 31 до 40 лет. Люди старше 50 лет пользуются онлайн-займами меньше остальных групп, но их доля постепенно увеличивается. В 2016 году такие клиенты заключали 7% договоров, а в 2017-м — 8,8%. Постепенно старшее поколение обучается онлайн-технологиям, пользуется ими в интернете.

Чаще всего онлайн-займы оформляют пользователи, не состоящие в браке, — 50,6%. Однако в 2017 году клиенты, состоящие в официальном или гражданском браке, стали оформлять займы на 2,4% чаще. В итоге их доля составила 49,4% от общего количества выданных займов. 52,8% пользователей не имеют детей.

55,3% всех заемщиков имеют высшее образование. 6,7% из этого сегмента — обладатели ученой степени. Также 18,3% продолжают учиться в вузе. Доля заемщиков со средним специальным образованием составляет 24%, со средним образованием всего 2,4%.

4,4% клиентов зарабатывают более 300 тыс. тенге в месяц

Наемные работники берут займы чаще всех: в 2017 году их доля составила 79%. В то время как в 2016 году таких клиентов было 82,5%. Чаще пользоваться займами стали индивидуальные предприниматели: за последний год количество таких клиентов увеличилось на 2,5% и составило 14,7%.

Доход 58% клиентов составляет 65−150 тыс. тенге в месяц. Более 37% зарабатывают в пределах 150−300 тыс. тенге. Более 300 тыс. тенге зарабатывают 4,4% заемщиков. Клиенты с доходом от 300 тыс. до 3 млн тенге — это 1,1% респондентов.

Портрет заемщика в Казахстане выглядит так: это мужчина 30 лет с высшим образованием, холост, без детей, работает в бюджетной сфере c заработной платой 120 тыс. тенге в месяц.

Онлайн-кредитованием пользуются граждане, нуждающиеся в срочной финансовой поддержке. Такие клиенты предпочитают скорость и удобство онлайн-сервисов стандартным банковским процедурам.

Специалисты MoneyMan.kz узнали, что 31,1% заемщиков трудятся в бюджетной сфере. К ним относятся государственные служащие (15,5%), преподаватели и воспитатели (9,6%), работники медицинской сферы (4,7%), а также сотрудники правоохранительных органов и военные (1,3%).

Из сектора торговли приходят 15,1% заемщиков. В их числе мерчендайзеры, консультанты, кассиры, администраторы залов.

Еще 12,7% пользователей трудятся в сфере обслуживания и сервиса. Среди них встречаются водители (5,4%), сантехники и ремонтники (2,9%), повара(2,4%) и другие работники общепита (2%).

В строительной индустрии работают 6,7% клиентов, большинство из которых сварщики(2,6%). Также встречаются маляры, строители, прорабы.

Также 4,7% клиентов приходят из сферы IT: программисты, разработчики, администраторы. Кроме того, клиентами онлайн-компаний являются работники добывающей отрасли (3,4%), сотрудники охранных бюро (2,3%), работники сферы искусства (1,6%), а также промышленности (0,8%).

Также займами пользуются сотрудники, чья работа напрямую связана с финансами и правом. В 2017 году доля таких заемщиков составляет 17,3%, что на 2,2% больше, чем годом ранее. В их число входят сотрудники из экономических и юридических отделов компаний. Лица, обладающие знаниями в области кредитных отношений, тоже активно берут онлайн-займы, предварительно оценив связанные с ними риски.

Среди заемщиков 4,3% обладают редкими профессиями. Например, встречались такие профессии, как бармен и массажист. Из «строительных профессий» выделились печник и арматурщик. Больше всего специалистов удивили профессии парфюмера и стеклодува.

«Исходя из полученных во время исследования данных, можно сделать вывод о проникновении альтернативных займов во все области деятельности людей. Онлайн-займами пользуются как подкованные в данном вопросе экономисты и юристы, так и продавцы, учителя, строители, программисты и представители множества других профессий. Клиентами онлайн-сервисов являются обычные граждане. Это говорит о том, что люди стали лучше разбираться в финансовых инструментах и теперь грамотно используют их в жизни, когда это необходимо», — отметил генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan.kz Андрей Игнатенко.