"Несмотря на то что США и Великобритания в этом году погрязли в политическом хаосе, ЕС воспользовался улучшенными экономическими условиями и некоторыми политическими волнениями. Теперь вопрос заключается в том, приведет ли эта хорошая новость к долгожданным реформам ЕС и еврозоны или просто выльется в самоуспокоенность - и тем самым создаст предпосылки для нового кризиса в будущем", - старший научный сотрудник Европейского института при Лондонской школе экономики Филипп Легрен.
На этой неделе Institutional Risk Analyst рассматривает недавние сообщения ЕС о предложении заморозить розничные счета провальных европейских банков. Оригинальная история Reuters предполагает, что наши друзья в Европе на самом деле думают, что если дать понять общественности, что они не будут иметь доступ к своим средствам, даже фондам, охватываемым официальными схемами страхования вкладов, это каким-то образом решит проблему банковской системы Европы. Инвесторы, которые думают, что Европа близка к эффективному подходу в работе с провальными банками, должны подумать еще раз.
Судя по реакции со стороны инвесторов, похоже, ЕС ничего не знает об управлении общественным доверием, когда речь заходит о банковском секторе. В частности, идея о том, что банковская общественность, которая обычно опускается намного ниже максимального лимита страхования вкладов, когда-либо будет лишена доступа к наличным деньгам, фактически появилась на фоне оттока депозитов и возможности более широкого кризиса в следующий раз, когда депозитарное учреждение столкнется с проблемами.
"План, если он будет согласован, будет противоречить законодательным предложениям, внесенным Еврокомиссией в ноябре, которые направлены на то, чтобы усилить полномочия супервайзеров по приостановлению снятия средств, но исключены из моратория застрахованных вкладчиков", - сообщило агентство Reuters.
Несмотря на то что некоторые аналитики Уолл-стрит поощряют инвесторов уйти в акции банков ЕС, факт в том, что "плохие" долги банковской системы в Европе достигают почти 1 трлн евро. Это составляет 6,7% от экономики ЕС согласно докладу и плану действий, рассмотренным министрами финансов ЕС в начале этого месяца. Коэффициенты неработающих кредитов в США и Японии составляют 1,7% и 1,6% от ВВП соответственно.
Но самым основным моментом, связанным с предложением о "временном" приостановлении доступа к наличным деньгам, является то, что такие шаги никогда не работают. Моратории являются частью банковского законодательства в Германии и многих других европейских странах, но они никогда не используются, потому что этот институт с точки зрения практической значимости мертв.
Йохен Санио, бывший президент Федерального управления финансового надзора Германии, прокомментировал факт приверженности банков "временным" мораториям на депозиты, заявив, что "никогда не вернутся". Санио, который направлял Германию после финансового кризиса 2008 г. и призвал к избавлению от неплатежеспособных государственных банков, ушел в отставку и отказался оспаривать коррумпированный политический статус-кво Германии в отношении скрытого бейл-аута.
Поэтому снова нужно задаться вопросом, почему любой ответственный чиновник в Европе поддержал бы план, о котором сообщает Reuters. Поскольку США хорошо усвоили урок 1930-х гг. и кризиса S & L в 1980-х гг., отсутствие надежной национальной системы страхования вкладов для защиты вкладчиков оставляет все общество уязвимым перед изъятием банковских вкладов и долговыми дефляциями.
Читатели могут вспомнить комментарии канцлера Германии Ангелы Меркель в прошлую осень, когда она предложила, чтобы правительство Германии не поддерживало Deutsche Bank AG, в случае если учреждение столкнется с финансовыми проблемами. В то время DB торговался примерно по $12 за акцию в Нью-Йорке. Мы говорили о DB и о неосмотрительных комментариях, сделанных официальными лицами США и Германии из Дублина на CNBC 30 сентября.
В то время мы напомнили инвесторам, что политические чиновники никогда не должны говорить о депозитарном учреждении, пока оно открыто для бизнеса. Это базовое, общепризнанное правило, которого придерживались регуляторы по всему миру на протяжении многих лет. Однако из-за популярного политического давления на некоторых должностных лиц, таких как Меркель, соблазн сделать абсурдное преувеличение в отношении крупных банков является непреодолимым.
Эта последняя новость из Европы является еще одним свидетельством того, что до сих пор нет политического единого решения относительно того, как бороться с проблемными банками. Как мы узнали в прошлом году, Меркель не могла даже публично публиковать комментарии по поводу DB, опасаясь политического самоубийства.
Более поздние банковские резолюции в Испании и Италии были сделаны в форме жестких мер в публичных выражениях, даже несмотря на то, что правительство Рима субсидировало старших кредиторов двух провальных банков в Венеции. В более раннем комментарии "Fade the Great Rotation into Europe" мы отметили, что ЕС претендует на то, чтобы сохранять строгость в отношении соблюдения банковских правил, при этом проводя бейл-аут старших кредиторов.
Кажется, что европейцы играют в очень опасную игру. С одной стороны, официальные лица ЕС публично говорят о том, чтобы сохранять жесткость в отношении неплатежеспособных банков и даже приостановить доступ к средствам для розничных вкладчиков. С другой стороны, правительства ЕС продолжают проводить бейл-аут банков и крупных кредиторов.
"Согласно плану, обсуждаемому странами ЕС, выплаты могут быть приостановлены на пять рабочих дней, блокировка может быть продлена до максимум 20 дней в исключительных обстоятельствах. Существующие правила ЕС допускают двухдневную приостановку некоторых выплат, но мораторий не включает депозиты", - отметил Reuters.
Сравните предложение ЕС со стандартной практикой в США, где Федеральная корпорация страхования депозитов сталкивается с проблемными банками, до того как они потерпят неудачу, и пытается совершить закрытие и продажу банков в пятницу, чтобы не пугать публику. Затем филиалы провального банка открываются на следующий рабочий день в составе платежеспособного учреждения без прерывания доступа клиентов к средствам.
В Европе существует значительное число чиновников, которые всерьез полагают, что отказ клиентам банков в доступе к средствам, покрываемым страхованием депозитов, не приведет к финансовой контагиозности. Если принять такое предположение, вид банковских операций, которые мы видим на Кипре и в Греции, может активизироваться и распространиться на основные страны Европы. Представьте себе, что в следующем году в Италии произойдет большой банковский сбой и итальянские чиновники заявят банковским клиентам, что у них не будет доступа к средствам в течение нескольких недель.
Как мы видели в 2012 г. в Испании и на Кипре и в 2015 г. в Греции, изъятие банковских вкладов, как правило, перетекает в другие страны и на другие рынки, создавая ситуацию, когда страх побеждает рациональное поведение. Беда в том, что канцлер Меркель не может заставить Германию поддержать соглашение ЕС о поддержке банков в еврозоне, не оборвав тем самым свою политическую карьеру.
"Если бегство капитала из периферийных экономик будет нарастать, это может спровоцировать оттоки по всем банковским системам. Это поймало бы ЕЦБ - и, следовательно, косвенно Бундесбанк и Германию - на крючок депозитов на триллионы евро", - отмечает печально известная записка "План Б", подготовленная для Меркель в 2012 г.
В трудные дни 2012 г. правительство Меркель готовилось к "Плану Б" и, по существу, было готово позволить слабым странам на периферии ЕС, включая Испанию, Грецию, Италию и Ирландию, потерпеть неудачу и выйти из евро.
Подобно тому, как ЕС по-прежнему отказывается справляться с растущей задолженностью Греции, похоже, он не может согласиться с тем, что защита мелких вкладчиков европейских банков - это цена, которую нужно заплатить за сохранение общественного порядка и самого ЕС. Отмар Иссинг, бывший главный экономист и член правления ЕЦБ и немецкого Бундесбанка, резюмирует ситуацию: "Кризис евро еще не закончился".
По материалам портала Вести.Экономика