С 2009 года Bank of America закрыл 1597 отделений, в основном в небольших городах и сельской местности. В этом BofA становится все более похожим на JPMorgan и Citi, у которых отделения сосредоточены в крупных городах. Банки ЕС в 2016 году закрыли 9100 отделений и сократили 50 тыс. сотрудников. Штат европейских банков составляет 2,8 млн человек – это минимум с 1997 года. С 2008 года в ЕС закрылось 48 тыс., или 20%, банковских отделений. Люди все больше совершают банковские операции сами, поэтому отделения и соответствующий персонал становятся не нужны.
Аналогичная ситуация наблюдается и в России, хотя, конечно, присутствует и национальная специфика. Изначально в России было слишком много коммерческих банков. В 90-е годы на гиперинфляции и астрономической марже банки росли, как грибы. В принципе, большинство российских банков 90-х не были банками в классическом смысле: они были расчетными центрами и спекулятивными конторами по операциям с ГКО и валютой. Сейчас российская банковская система переживает не самые лучшие времена. ЦБ РФ делает все, чтобы кризис не вырвался наружу. Доверие к банковской системе падает, что автоматически ведет к концентрации активов и капитала в наиболее крупных, прежде всего, государственных банках. Пессимисты полагают, что в итоге в России останется всего несколько десятков финансово-кредитных организаций. Однако на самом деле в этом нет ничего плохого. При прочих равных условиях крупная финансовая компания более устойчива, чем мелкая. А клиенту выгодней иметь дело с финансовым супермаркетом, чем с банком, который проводит ограниченный круг операций.
Вопрос, конечно, в доступности банковских услуг: ими должны быть охвачены все граждане России. Однако в сельской местности или мелких городах они далеко не всегда рентабельны. Здесь возникает конфликт интересов. Государственные банки обязаны присутствовать в этих регионах, однако это присутствие не несет им ничего, кроме убытков.
Интересы бизнеса вступают в конфликт с интересами общества. Последнее слово в этом вопросе за основными акционерами государственных банков, т. е. за правительством и Банком России.