Своеобразным показателем отношения комбанков к принципиально важному не только для финансового сектора страны, но и для общества в целом заявлению Нурсултана НАЗАРБАЕВА о необходимости усилить контрольно-регулирующие функции Нацбанка может служить их реакция на предложение нашей газеты. Мы попросили кредитные учреждения прокомментировать инициативу главы государства. Итог малоутешительный: более чем из трех десятков казахстанских банков на наш запрос откликнулись лишь единицы! И это при том, что президент не устает призывать все заинтересованные стороны к прозрачности, открытости, взаимодоверию.

Дословно

- Время показало, что Нацбанку как регулятору необходимо работать в превентивном режиме. Следовательно, ему надо законодательно дать больше возможностей для контроля банков… Было бурное время, когда нам Запад давал денег сколько хочешь. Все банкиры выступали с трибуны и говорили: “Господин президент, почему вы не разрешаете? Они же нам дают за такие проценты, мы же должны брать”. Но никто не думал, как потом рассчитываться. А когда настало время рассчитываться, у нас возникли БТА Банк и остальные...

Когда они выводили деньги, где был Нацбанк, контролирующие органы? Когда они куда-то вкладывали, где был Нацбанк? У Нацбанка и сегодня нет таких прав. Мы должны дать, чтобы он жестко контролировал каждый банк... Это необходимо, чтобы не допустить провалов в деятельности частных банков, за которые государство потом рассчитывается... Надо кончать с этим! Надо эти банки лучше уничтожить и взять (государству) на себя (их обязательства), чем им платить... Давайте встанем на эту дорогу, потому что у нас другого пути нет.

Напомним, 4 сентября глава Казахстана, выступая в парламенте, заявил, что Национальному банку следует предоставить больше полномочий для контроля над деятельностью банков второго уровня (см. рубрику “Дословно”). Мы решили выяснить, что думают об инициативе Назарбаева сами банки, разослав практически во все из них (исключение составили лишь те, устойчивость и состоятельность которых на данный момент не вызывают никаких сомнений) одинаковый по содержанию запрос со следующими вопросами:


- Можно ли сказать, что речь в заявлении президента шла в том числе и о вашем банке?
- Поддерживаете ли вы инициативу о наделении Нацбанка дополнительными полномочиями по контролю за БВУ?
- Какие, на ваш взгляд, изменения нужно внести в законодательство, чтобы избежать в будущем эксцессов, о чем говорил президент, не ущемляя при этом интересов БВУ?

Запросы мы разослали 5 сентября и по состоянию на вчерашний день, 25 сентября, получили ответы всего шести (!) банков: ДБ российского Сбербанка, Банка Хоум Кредит, Цеснабанка, ВТБ, Эксимбанка и ДБ Нацбанка Пакистана в Казахстане (в скобках заметим, что по закону адресаты должны отвечать на запросы СМИ в течение трех дней). Альфа Банк и Qazaq banki отказались от комментариев, прислав соответствующие письменные уведомления. Малоприятно, но хотя бы честно.

Остальные банки наши запросы попросту проигнорировали (их список см. на этой странице ниже). Причем в PR-отделах некоторых финорганизаций наше электронное послание с указанием в теме “Официальный запрос газеты “Время” удаляли, даже не открывая его (как известно, в почтовых программах есть настройки, позволяющие отправителю узнавать не только о том, дошло ли письмо, но и о том, было ли оно прочтено). Чем вызван такой демарш - незавидным положением банка на рынке, его “особым” отношением к нашей газете или... к предложению главы государства, остается только строить предположения.

Между тем стоит отметить, что ни один из ответивших нам банков не считает, что речь в выступлении президента шла об их кредитном учреждении. Они подчеркивают, что находятся в стабильном финансовом положении и не получали субсидий от государства. А вот что их топ-менеджеры думают об инициативе главы государства.

“...Считаем, что Национальный банк РК на сегодняшний день наделен обширными административными ресурсами для воздействия на банки второго уровня. При этом, принимая во внимание ежегодное прогрессирование технологий, внедряемых и применяемых в банках второго уровня, создание новых продуктов и иных новшеств, актуализацию полномочий Нацио­нального банка считаем необходимостью. Кроме того, данная необходимость вызвана также и с усовершенствованием банковского законодательства страны”, - отметил председатель правления АО “ДБ “Национальный банк Пакистана в Казахстане” Рафик МУХАМЕД.

“По мнению банка, глава государства в ходе своего выступления не акцентировал внимания на каком-либо определенном субъекте финансового рынка, а озвучил в целом проблему банковской сферы, - подчеркивает в свою очередь зам­председателя правления АО “Эксимбанк” Наталья РИМЕР. - Полагаем, что качество менеджмента банков второго уровня, принадлежность банков к частному бизнесу либо, возможно, недостаточные полномочия Национального банка едва ли можно назвать основными причинами, повлиявшими и приведшими к текущему состоянию банковской системы страны. Финансовый рынок Казахстана в большей мере испытывает трудности по причине глобального экономического кризиса, который очень сильно отразился на платежеспособности потребителей финансовых услуг. Выход на качественно новый уровень и оздоровление финансового рынка невозможны без должного внимания со стороны государства, становления новых политических векторов в указанной области, которые и задает глава государства, в том числе и с учетом опыта зарубежных стран”.

“В среднесрочной перспективе мы ожидаем, что в рамках реализации программы по оздоровлению банковского сектора Национальный банк усилит регуляторно-надзорные функции, направленные на докапитализацию БВУ, унификацию подхода по оценке провизий, обеспечение оперативного контро­ля и риск-ориентированного надзора, усиление ответственности аудиторских организаций и оценочных компаний”, - указано в ответе ДБ Сбербанка России за подписью начальника отдела коммуникаций Екатерины КУПРЕЕВОЙ.

“Банк ВТБ (Казахстан) всегда был прозрачен перед регулятором, мы, к примеру, не скрываем свои убытки, если они у нас есть, и всегда отражаем перед Нацбанком истинное финансовое положение... И возможное увеличение полномочий регулятора по контролю за БВУ нас не пугает... И если это необходимо для стабилизации ситуации на рынке - мы эту инициативу поддержим, - сообщает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий ЗАББЕЛО. - Проблемы банков возникают из-за того, что появляются проблемы у их клиентов, особенно если речь идет о крупном и среднем бизнесе. Поэтому если есть необходимость в изменениях банковского сектора, то они должны иметь системный характер и отражаться на всей экономике в целом”.

“Цеснабанк полностью поддерживает инициативу о наделении Нацбанка дополнительными полномочиями по контролю БВУ в целях предотвращения дефолта банков и повторных проблем, которые так или иначе негативно отражаются на банковском секторе в целом, - говорится между тем в ответе председателя правления АО “Цеснабанк” Ержана ТАДЖИЯКОВА. - В текущих рыночных условиях, характеризующихся различными экономическими вызовами и высоким уровнем рисков, дополнительный контроль за деятельностью БВУ позволит еще больше повысить прозрачность банковского сектора, сделать его более регулируемым, оперативно реагировать на возможные риски и в конечном итоге повысить финансовую устойчивость банковского сектора”.

А что же сам главный регулятор? Какие меры на этот счет в его портфеле предложений? Мы направили соответствующий запрос в НБ и вот какие ответы за подписью начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Александра ТЕРЕНТЬЕВА получили.

- Какие полномочия и связанные с ними изменения в законодательстве нужны Нацбанку для усиления контроля над БВУ?

- На сегодняшний день для усиления контроля над банками и решения структурных проблем банковского сектора Национальному банку необходимо расширить свои полномочия в области регуляторно-надзорных функций. Кроме того, потребуется обеспечить Национальный банк правом оперативного реагирования и применения риск-ориентированного надзора.

- Как будет осуществляться этот контроль? На какие сферы банковской деятельности он будет распространяться?

- Усиление регуляторно-надзорных функций Национального банка будет направлено на повышение требований к качеству активов банков, проведению сделок со связанными лицами, залоговому обеспечению, на унификацию подхода по оценке провизий, а также на ужесточение регулирования деятельности аудиторских компаний и оценщиков на финансовом рынке. Риск-ориентированный надзор будет предусматривать введение надзорного суждения и качественное изменение системы надзорного реагирования с акцентом на превентивные действия. Надзорное суждение регулятора будет направлено на оценку таких ключевых направлений, как оценка качества активов банков (регуляторные провизии), оценка сделок со связанными лицами.

- Изменится ли что-нибудь для клиентов БВУ?

- В целом усиление регуляторно-надзорных функций Национального банка в отношении банков будет способствовать обеспечению финансовой стабильности банковского сектора и восстановлению активной деятельности банков, что, в свою очередь, повысит уровень доверия и спрос клиентов на продукты банков.

- Понадобятся ли для этого дополнительные финансовые и/или человеческие ресурсы (если да, то просим назвать примерные цифры)?

- Проводимая Национальным банком работа по внесению соответствующих законодательных поправок, направленных на усиление контрольных надзорных функций, не потребует дополнительных финансовых и человеческих ресурсов.

- О каких именно банках шла речь в выступлении главы государства? Какие банки сейчас находятся в затруднительном положении?

- В настоящее время банковский сектор Казахстана переживает новый этап своего развития, адаптируясь к новым условиям и вызовам тенденций, возникающим в мире. Изменение экономической внешней среды может повлиять на общую деятельность банков и временно дестабилизировать их состояние. Тем не менее на фоне происходящих процессов объединения отдельных банков на сегодняшний день текущее состояние банковского сектора можно оценивать как стабильное.

- Какие шаги планируется предпринять для оздоровления банковской системы?

- Оздоровление банковского сектора будет предусматривать государственную поддержку банков и внесение ряда законодательных поправок по усилению регуляторно-надзорных функций Национального банка. Государственная финансовая поддержка банков будет предусматривать поддержку системообразующих банков и банков, имеющих социальную значимость для страны. Меры по финансовой поддержке банков будут осуществлены на принципе солидарной ответственности акционеров и инвесторов банков. Для этих целей Национальным банком разработана программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора.

В результате реализации данной программы ожидается сокращение неработающих активов банковского сектора на сумму более 1 трлн. тенге в течение пяти лет, что окажет мультипликативный эффект на развитие экономики страны в целом за счет обеспечения капитализации, списания, прощения и других мер по улучшению качества активов.

Увеличение собственного капитала банков вместе со снижением их неработающих активов поддержит кредитование банками реального сектора экономики. Ожидается ежегодный рост выдачи новых займов экономике в размере не менее 300 млрд. тенге. Программа будет способствовать дальнейшему развитию смежных отраслей экономики, что, в свою очередь, будет способствовать оздоровлению финансового состояния конечных заемщиков-предприятий реального сектора экономики.

За счет предоставления обусловленного финансирования банкам-участникам будет обеспечен вклад программы в поддержание экономического роста страны.

В целом снижение давления неработающих кредитов на капитал банков приведет к пересмотру и оптимизации действующих стратегий и бизнес-моделей банков. Ожидается повышение активности банков на расширении и развитии новых и эффективных видов банковских услуг, в том числе цифровых технологий, что приведет к снижению стоимости оказываемых ими услуг, - заключил главный банковский регулятор.

Список банков, проигнорировавших акцию газеты “Время”

1. ЦентрКредит
2. АТФБанк
3. Citibank Kazakhstan
4. Нурбанк
5. ForteBank
6. KazInvestBank
7. Delta Bank
8. ДБ “Банк Китая
в Казахстане”
9. Астана
10. ТПБ Китая
11. AsiaCredit Bank
12. KZI Bank
13. Kassa Nova
14. Шинхан Банк Казахстан
15. Исламский банк Al Hilal
16. Capital Bank
17. Altyn Bank
18. Заман-Банк
19. Tengri Bank

 

Источник: газета Время