Фондовые рынки продолжают подниматься к рекордным максимумам, хотя сейчас рост происходит на фоне стабильно уменьшающихся объемов торгов, сообщает агенство «Прайм» со ссылкой на Dow Jones. В последние месяцы число операций с акциями и торгуемыми на биржах США и Европы инвестиционными продуктами неуклонно снижается: крайне низкая волатильность, отсутствие значимых для рынка новостей и растущая популярность фондов с пассивными инвестиционными стратегиями заставляют многих инвесторов держаться в стороне.

Некоторые инвесторы гадают, как падение объемов может охарактеризовать ралли на мировых рынках акций, в результате которого многие фондовые индексы, в том числе в США, достигли новых пиков. Возможно, вялые торги сигнализируют о том, что инвесторы начали воздерживаться от сделок в силу сомнений в дальнейшем росте акций или потому что они настолько уверены, что не чувствуют потребности продавать.

Как бы то ни было, снижение торговых объемов стало очередной плохой новостью для банков, которые и без того страдают из-за резкого сокращения выручки от торговли инструментами с фиксированной доходностью.

В октябре средний дневной торговый объем на NYSE, Nasdaq, NYSE American и NYSE Arca упал примерно на 12% к среднему показателю за текущий год и примерно на 22% к среднему показателю за 2016 год.

Объем торгов биржевых инвестиционных продуктов (ETF) тоже сокращается. По данным аналитическо-консалтинговой фирмы XTF, средний дневной объем американских ETF уменьшился на 8,5% в годовом выражении. Торговый объем акций, входящих в индекс MSCI Europe, который отслеживает компании 15 развитых стран Европы, согласно Morgan Stanley, опустился до минимального значения за последние пять лет.

Эд Кэмпбелл, портфельный управляющий из QMA, бизнеса смешанных инвестиций PGIM, говорит, что большую часть лета держал в портфеле чуть больше денежных средств, готовясь купить акции в случае просадки на рынке, которой так и не произошло.

"Казалось, оценки были такими завышенными и ситуация на рынке требовала паузы… но лето уже закончилась, а рынок так и не снизился", - сетует он. В сентябре QMA, ориентируясь на серию обнадеживающих макроданных, начала медленно увеличивать позиции в акциях банков и компаний малой капитализации вместо того, чтобы поддаться более крупному торговому всплеску.

Сокращение торговых объемов тесно связано с недавним падением волатильности – показатели дневных ценовых изменений акций упали до многолетних минимумов. Когда движения на рынке практически нет, обычно гораздо меньше инвесторов стремятся защитить свои портфели от потенциальных убытков или воспользоваться возможностью купить акции, пока они дешевы.

Уже два месяца дневное падение S&P 500 не достигало 1% или более, а индекс CBOE Volatility, известный на Уолл-стрит как "индекс страха", ранее в октябре просел до минимального значения более чем за 20 лет.

Сейчас волатильность настолько низкая, что этот октябрь S&P 500, вероятно, завершит с самым узким месячным торговым диапазоном с января 2007 года, когда, по данным FactSet, диапазон колебаний составил 37,64 пункта.

"Объемы и волатильность идут рука об руку", - говорит Фил Орландо, главный аналитик по акциям в Federated Investors. С учетом того, что американские индексы умеренно росли восемь кварталов подряд, "необходимости прибегать к кардинальным коррекциям портфеля нет", добавил он.

Значимые события, которые, как правило, ведут к росту торговых объемов, включая выборы, изменения государственной политики или перемены в центробанках, в этом году были редкими и немногочисленными. В Европе прошли выборы, но их итоги во многом развеяли страхи насчет политической нестабильности в регионе. Вместе с тем макроданные на развивающихся и развитых рынках были, на удивление, стабильными, причем инвесторы отмечают, что ФРС с завидным постоянством сообщает рынкам о своих намерениях.

"В целом наши мнения по портфелям акций изменились незначительно, поскольку сама макросреда изменилась незначительно", - признает Дэвид Лафферти, главный рыночный аналитик Natixis Global Asset Management.

Вялые торги могут также указывать на отсутствие уверенности у инвесторов, располагающих денежными средствами для инвестирования, так как убедительные квартальные отчеты и рост экономики нейтрализуются растущими оценками акций и страхами насчет того, что бычий рынок не может сохраниться в течение длительного времени. Сейчас S&P 500 торгуется к прогнозируемой прибыли своих компонентов на уровне 18х против 16,9х в начале года.

С учетом недостатка оптимизма можно сказать, что "это ралли, которое не ощущается как ралли", говорит Антуан Лесне, глава по стратегии SPDR ETF и аналитике в State Street Global Advisors.

Популярность пассивных стратегий инвестирования в сравнении с притоком средств в хедж-фонды с активным управлением тоже может усиливать сокращение торговых объемов.

"По-прежнему отмечается много инвесторов, инвестирующих в индексные фонды, в этом случае нет нужды часто торговать, потому что они не настолько волатильны", - говорит Рэнди Фредерик, вице-президент по трейдингу и деривативам из Schwab Center for Financial Research.

BlackRock Inc. и Vanguard Group, владеющие крупнейшими запасами ETF по активам, теперь суммарно управляют примерно 10,7 трлн долларов.

"Многие инвесторы уже вышли на рынок, и если их активы растут в цене и приносят прибыль, то причин для продажи нет, - поясняет Фредерик. – А если вы воздерживались от действий и держали денежные средства в резерве, то сейчас выходить на рынок уже поздно".

Снижение торгового объема – это плохая новость для банков, получающих комиссионные, когда инвесторы совершают торговые сделки.

В прошлый четверг J.P. Morgan Chase & Co. отчитался о 4%-ном падении выручки от торговли акциями за 3-й квартал. Аналогичный показатель Goldman Sachs Group Inc. за тот же период уменьшился на 7%, о чем банк сообщил во вторник.

Впрочем, для многих охлаждение активности на фондовых рынках, возможно, является отрадным знаком.

"Мы отмечаем сильные драйверы роста, которые укрепляют доверие инвесторов в Европе, и сейчас в большей степени отдаем предпочтение долгосрочным, а не краткосрочным позициям", – заявил Анкит Гидия, аналитик по акциям из BNP Paribas.