Казахстанские банки не принимают договоры по государственно-частному партнерству (ГЧП) в качестве залогового обеспечения, сообщил депутат мажилиса парламента РК Берик Оспанов.

«Казахстанские институты развития ввиду высоких рисков возврата капитала и долгосрочности проектов ГЧП, жизненный цикл которых составляет от 3 до 30 лет, активного участия в проектах ГЧП не принимают. Отечественные банки остаются незадействованными ввиду восприятия ими проектов ГЧП как высокорискованных инвестиций. Банки второго уровня не принимают договоры ГЧП в качестве твердого залогового обеспечения под будущие потоки в виде гособязательств по выплате компенсационных, инвестиционных и операционных затрат на определенный период эксплуатации объектов», — сказал Б. Оспанов на заседании в мажилисе по вопросам совершенствования механизмов ГЧП в пятницу.

Кроме того, по его словам, по региональным проектам районного уровня существует проблема с финансированием в связи с тем, что они должны финансироваться из районного бюджета, а лимиты обязательств по договорам ГЧП доводятся до областных бюджетов, при этом механизм распределения этих средств отсутствует.

«Также большой проблемой является отсутствие четкой координации в госорганах в сфере ГЧП. К примеру, в Казахстане по решению совета по экономической политике от 11 мая 2010 года для пилотного проекта Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) была специально подготовлена структура финансирования в тенге на основе законодательства о проектном финансировании. Однако, ввиду межведомственной несогласованности, была утверждена структура, предусматривающая 100% финансирование в долларах США», — пояснил он.

Как отметил мажилисмен, в результате вследствие девальвации тенге стоимость проекта выросла вдвое — и переговоры зашли в тупик.

«На данный момент, по сведениям министерства по инвестициям и развитию РК, идет седьмой раунд переговоров. На первом этапе было порядка 10 консорциумов, потом осталось три. Планируется, что до конца этого года определится консорциум, который будет строить эту дорогу», — уточнил Б. Оспанов.

В то же время парламентарий добавил, что также отсутствует координация в ведении статистики проектов ГЧП.

«Многие проекты, заявленные местными исполнительными органами как проекты ГЧП, на самом деле таковыми не являются. Зачастую за ГЧП выдаются другие формы взаимодействия государства с бизнесом, такие как благотворительность и социальные проекты. Таким образом, по республиканским проектам ГЧП учет ведется Центром ГЧП, а по региональным проектам объективная статистика отсутствует», — указал он.

В качестве фактов он привел данные НПП «Атамекен» по проектам ГЧП за прошлый год. В нацпалате констатировали, что, по информации министерства национальной экономики РК, на стадии разработки находятся 326 проектов ГЧП, а по данным региональных палат предпринимательства их 160, из которых всего 62 проекта полностью соответствуют критериям ГЧП.

В целом, как добавил депутат, несмотря на постоянное совершенствование механизмов ГЧП в области их применения, существует еще ряд нерешенных проблем.

 

По материалам агенства КазТАГ