Кредитный портфель Delta Bank не был диверсифицированным — займы выдавались на проекты, связанные с бизнесом его акционера, сообщил председатель Национального банка РК Данияр Акишев.
«Что самое плохое — у Delta Bank был монобизнес, почти весь портфель связан с сельским хозяйством, а по сути — с бизнесом одного акционера. Банк должен диверсифицировать свою деятельность и не зависеть от одного продукта или одной отрасли. Должен выстроить систему оценки рисков. Этого сделано не было», — заявил Д.Акишев в интервью, опубликованном на сайте регулятора во вторник.
По его словам, банк, как «карманный кошелек», финансировал только проекты, подконтрольные или связанные с бизнесом его собственника.
«Если бы такое финансирование осуществлялось за счет собственных средств акционера, то по крайней мере это не имело бы такой степени риска. Но банк для этого привлекал деньги, прежде всего, из квазигосударственного сектора», — отметил он.
При этом Д. Акишев акцентировал внимание на том, что «почти все кредиты в этом банке были выданы по схеме, когда залогом являлись деньги, поступающие в будущем».
«То есть фактически воздух. В момент, когда пришло время платить по обязательствам квазигосударственного сектора, оказалось, что все деньги розданы в кредиты, у которых нет никакого твердого залога, а платежи по кредитам вообще не осуществляются», — пояснил он.
В то же время Д. Акишев не считает, что Delta Bank представлял большое значение для банковского сектора Казахстана.
«С точки зрения значимости данного банка — в целом для системы он некрупный. Но при этом сумевший за короткий период времени привлечь значительный объем денег квазигосударственных институтов. Хорошо, что в банке не было больших объемов средств физических лиц», — сказал глава Нацбанка.
При этом он напомнил, что лицензия на прием депозитов у Delta Bank была приостановлена еще год назад, чтобы «остановить увеличение риска банка на систему».
«Для обслуживания обязательств акционер должен был вернуть выданные кредиты либо вливать новую ликвидность. Такие условия были поставлены перед акционером. Весь этот год с банком велись переговоры, на которых заверялось, что средства вот-вот начнут возвращаться. Этого не произошло. Компании квазигосударственного сектора были вынуждены идти по пути заключения договоров цессии. То есть им приходилось отказываться от прав по депозитам в банке в обмен на активы сомнительного качества, на те самые кредиты, выданные на бизнес-проекты акционера. Например, холдинг «Казагро» завершил такую сделку в октябре», — обратил внимание Д. Акишев.
После того как стало ясно, что в банке не осталось активов, представляющих хоть какую-то перспективу возвратности, а акционер не планирует выполнять обязательства перед Нацбанком, было принято решение об отзыве лицензии, добавил он.
«К этому моменту Delta Bank не представлял никаких рисков для системы. Он давно был отстранен от биржевой системы, денежного и валютного рынков», — пояснил глава регулятора.
При этом пенсионные активы, вложенные в банк, по словам Д. Акишева, были погашены за счет кредита от Нацбанка.
Как сообщалось, АО «Delta Bank» был лишен лицензии на проведение банковских и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг с 3 ноября этого года. Соответствующее постановление принято за «ненадлежащее исполнение договорных обязательств по платежным и переводным операциям» и «систематическое нарушение пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов».
«С 3 ноября 2017 года прекращены все операции по банковским счетам клиентов и самого банка, за исключением случаев, связанных с расходами, предусмотренными нормативными правовыми актами уполномоченного органа, зачислением поступающих в банк денег», — говорится сообщении регулятора.
В то же время Национальный банк обращал внимание на то, что «с даты возбуждения судом дела о принудительной ликвидации банка требования кредиторов к банку могут быть предъявлены только в ликвидационном производстве, за исключением требований, связанных с текущими расходами на содержание банка».
По материалам КазТАГ