На фоне роста объемов прямых иностранных инвестиций в свою экономику Казахстан все чаще стал терять знаменитых во всем мире «союзников», готовых развивать бизнес в наших пенатах. Парадокс, случайность или тревожный сигнал?
По данным АО «Рейтинговое агентство РФЦА», за период с 2005-го по 2016-й Казахстан привлек порядка 243 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это стало возможным благодаря благоприятному инвестиционному климату. Государственные меры поддержки инвесторов включают различные преференции, а именно освобождение от таможенных пошлин, натурные гранты, принцип «одного окна»… По приоритетным проектам дополнительно могут быть предоставлены налоговые преференции и инвестиционные субсидии. Кроме того, на территории нашей страны действуют специальные экономические и индустриальные зоны, обеспечивающие поддержку бизнеса и правовую защиту инвесторов. В связи с созданием Международного финансового центра «Астана» прогнозируется увеличение объемов иностранных инвестиций.
Дополнительные штрихи в эту идиллическую картину вносит Министерство национальной экономики. По данным ведомства, в прошлом году общий объем прямых иностранных инвестиций составил 21 миллиард долларов. В первом полугодии 2017-го отмечен рост их объемов на 8,6 процента относительно аналогичного периода 2016-го. В частности, в горно-металлургическом секторе они увеличились в 2,2 раза, в сфере торговли - на 54 процента, в обрабатывающей промышленности - на 46,7, в сфере транспорта – на 10,3 процента...
Но вот вопрос: так ли уж радужна рисуемая картина на самом деле, если учесть, что за последнее время многие иностранные инвесторы ушли из Казахстана, громко хлопнув дверью, как это сделала совсем недавно американская AES Corporation, работавшая в сфере электроэнергетики? В прошлом году нашу страну покинул южнокорейский консорциум КС Kazakh B.V. (материнская компания - KNOC). Чуть раньше от работы в Казахстане отказалась норвежская Statoil. И это далеко не полный список тех, кто «сделал нам ручкой». А недавно сенатор Аскар Бейсенбаев и вовсе заявил: «Инвесторы приезжают в Казахстан, но большинство уезжает обратно, потому что встречаются с равнодушием чиновников, со всякого рода бюрократическими преградами и, опасаясь за свой капитал, отказываются здесь работать. Это для нас не только потеря инвестиций и упущенные выгоды, но и антиреклама. Есть случаи, когда инвесторы уходили в соседние страны». Тенденция?
Точки над i мы попросили расставить политолога Замира Каражанова.
- Недавно корпорация AES ушла из Казахстана после своего 20-летнего пребывания в ВКО. Сам по себе факт, может, и ординарный (как говорится, свято место пусто не бывает), если бы не одно «но». За последние несколько лет многие инвесторы с мировым именем, такие, как Toyota , ConocoPhillips и другие, отказались от участия в казахстанских проектах. Можно ли все это вкупе считать тревожной тенденцией?
- И да, и нет. Причины, по которым инвесторы уходят из Казахстана, разные. К примеру, энергетический сектор за последние пять-десять лет пережил серьезные перемены. Прежде всего, резкое падение цен на нефть. А до этого случилась сланцевая революция в добыче углеводородов. Сегодня мы видим, что «сланцевые компании» неплохо адаптировались к ценам в 50-60 долларов за баррель (а это почти равнозначно стоимости добычи нефти на Кашагане). В результате на рынке наблюдается избыток предложения. Возникают вопросы относительно конкурентоспособности Кашагана. Инвесторы стремятся снизить свои риски, поэтому покидают сомнительные или неперспективные проекты.
С другой стороны, нельзя не отметить, что в инвестиционной политике Казахстана все-таки существуют определенные проблемы. Есть компании, которые предпочли работать в соседних странах, а не в нашей. И это при том, что у нас как у члена ЕАЭС низкий налог, почти оффшорная зона. Но даже этот фактор не оказал положительного эффекта. Действительно, в Казахстане стали регистрироваться компании из России и Беларуси, но это не сказалось на экономике республики. Ведь одно дело - уходить от налогов, и совершенно другое – вкладывать инвестиции, создавать производства.
- Почему, на ваш взгляд, иностранцы, вложившие в казахстанские проекты сотни миллионов долларов, как та же AES, охладевают к нашей экономике? Ведь мы постоянно декларируем улучшение инвестиционного и бизнес-климата, облегчение налогового режима в стране…
- Если брать опять же энергетический сектор, то здесь государство контролирует тарифы, а по сути, и прибыль компаний. При этом оно выдвигает требования по модернизации хозяйства. Иначе говоря, заставляет компании тратить заработанное. В итоге возникает противоречие. А там, где существуют противоречия, трудно добиться поставленной цели и динамики развития. Поэтому при проведении инвестиционной политики надо избегать таких ножниц. Я назвал только один фактор. В последнем рейтинге конкурентоспособности ВЭФ Казахстан опустился вниз. В качестве основных проблем, которые делают экономику нашей страны непривлекательной, назывались коррупция, слабая образованность рабочей силы, недостатки в налоговом регулировании, неэффективное государственное администрирование и другие.
- Не менее интересен и другой вопрос. Почему казахстанские власти столь легко расстаются с проверенными партнерами, не делают им заманчивых предложений? Ведь, если вспомнить историю с уходом бельгийской компании «Трактебель», работавшей в Алматы, совсем не факт, что вместо выбывших придут более достойные. Может, наметившийся в прошлом году рост притока прямых иностранных инвестиций после трех лет проседания застил глаза?
- Не думаю, что надо бегать за каждым инвестором и просить его остаться в Казахстане. Исключение можно сделать для тех компаний, которые сильно рискуют, связывая свое будущее с нашей страной и вкладывая сюда значительные средства. Конечно, при условии, что их вклад будет влиять на экономику Казахстана в целом. Во всех остальных случаях нужно разбираться, почему инвесторы покидают страну, с тем, чтобы скорректировать инвестиционную политику государства.
На самом деле у нас достаточно заманчивых предложений, адресованных инвесторам. Но, видимо, негатив перевешивает позитивные моменты. А скорее всего, то, что мы готовы предложить, не греет им душу. К примеру, предоставление земельных участков в частную собственность. Мне трудно представить, зачем компании, которая занимается производством, брать себе на баланс еще и прилегающую землю. В начале 20-го века в Турции эту меру предлагал Кемаль Ататюрк, а сегодня в ней нет смысла. Если государство не соблюдает договора, то даже частная собственность на землю не поможет. К тому же по опыту военных лет мы знаем, что завод можно за месяц эвакуировать на новую территорию. А современное предприятие тем более. Литейный цех занимает пространство, равное половине школьного спортзала, токарные станки можно заменить одним станком с числовым программным управлением. Производство стало компактным, и никаких сложностей с переездом завода нет. Земля не держит!
Меня больше беспокоят не иностранные инвесторы, а наши граждане, которые выводят средства за рубеж, в оффшорные зоны. Вряд ли они делают это для того, чтобы потом вернуть деньги в страну (кстати, мы не видели, чтобы они активно возвращали средства в Казахстан во время амнистии капиталов). А значит, даже эта преуспевающая группа наших соотечественников не склонна верить в инвестиционные возможности Казахстана. Ведь деньги идут в те страны, где для них созданы лучшие условия, где капитал может развиваться по законам рыночной экономики, где имеется инфраструктура, отвечающая мировым стандартам, где есть гарантии того, что власти и Нацбанк за одну ночь не изменят кредитно-денежную политику. Мне кажется, наше правительство знает, что нужно сделать для того, чтобы остановить отток капитала из Казахстана и привлечь в страну инвестиции. Но почему-то этого не делает. И если потенциальный внутренний инвестор не верит в Казахстан, в свою родину, в ее будущее, то чего ждать от иностранного предпринимателя?
- Может ли ситуация с уходом инвесторов, проработавших в Казахстане не один десяток лет, оказать какое-либо влияние на инициативу, предусмотренную Планом нации "100 конкретных шагов"? Речь, напомню, идет о привлечении, как минимум, десяти транснациональных компаний в перерабатывающий сектор экономики Казахстана, о создании совместных предприятий в приоритетных отраслях с участием "якорных инвесторов" - международных стратегических партнеров.
- Отток капитала из страны, бегство инвесторов, уход компаний уже сами по себе являются сигналом для других участников рынка. Конечно, они не станут обобщать такие факты и делать универсальные скоропалительные выводы, но будут учитывать их, пытаясь разобраться в причинах такого поведения. И, безусловно, уход инвесторов из Казахстана отразится на планах его развития. Особенно на тех из них, которые предполагают участие иностранных компаний. И, кстати говоря, на этот аспект уже обратил внимание глава государства.
Источник: Camonitor.kz