В Национальном банке РК отметили, что постоянно совершенствуют систему защиты прав потребителей финансовых услуг, передает корреспондент МИА «Казинформ». По словам начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Александра Терентьева, на рост долговой нагрузки заемщиков влияет ряд факторов. Среди них ухудшение социального и финансового положения, длительное непринятие банками мер по проблемным займам, предусмотренный законодательством и договорами займа, приоритет погашения вознаграждения, пени и штрафов по отношению к основному долгу займа, когда при выходе на просрочку в первую очередь погашалась пеня, затем вознаграждение и в последнюю очередь - задолженность по основному долгу.

Также, по мнению спикера, сыграли роль и корректировки курса национальной валюты.

Он отметил, что в 2016 году был введен ряд концептуальных поправок по решению вопросов снижения долговой нагрузки заемщиков и исключения в будущем зависимости их обязательств от внешних факторов.

«В законодательстве нашли  отражение нормы, которые имеют прямое влияние на снижение долговой нагрузки заемщиков. В рамках Закона по вопросам коллекторской деятельности были установлены право заемщика в течение 30 календарных дней с даты выхода на просрочку письменно обратиться в банк с указанием причин возникновения просрочки, текущих доходов и других подтвержденных обстоятельств (фактов). Кроме того, ранее была введена беспрецедентная на территории СНГ норма в виде запрета для банков требовать  выплаты вознаграждения и неустойки по ипотечному жилищному займу, которые были начислены после 180 последовательных дней нахождения заемщика на просрочке», - сказал А.Терентьев на круглом столе.

Он рассказал, что к моменту принятия данной нормы статистика показывала, что более 70% просроченной задолженности  по ипотечным жилищным займам приходится на срок свыше 180 дней, то есть, проблемная задолженность складывалась на протяжении длительного времени и это было следствием того, что несмотря на очевидную неспособность заемщика  исполнять свои обязательства по займу, банк не спешил принимать меры по урегулированию проблемной задолженности.

«В этой связи была принятая норма, которая с одной стороны предотвращает рост долговой нагрузки заемщиков по ипотечным жилищным займам, с другой стороны стимулирует банки принимать своевременные меры для решения проблемной задолженности», - прокомментировал А.Терентьев.

При этом дополнительным стимулом исполнения обязательства послужила новая очередность распределения платежа для погашения просроченной задолженности.

В случае просрочки до 180 дней очередность устанавливается в следующем порядке: просроченный основной долг, просроченное вознаграждение по кредиту, неустойка (штрафы, пени), сумма основного долга за текущий период платежей, вознаграждение, начисленное за текущий период платежей, издержки по взысканию задолженности. По истечении 180 дней просрочки - неустойка и издержки погашаются в последнюю очередь.