Какие факторы будут поддерживать рубль, а какие, наоборот, могли бы ослабить национальную валюту? Этот вопрос АиФ.ru адресовал финансовым аналитикам. «Биткоиновая» лихорадка начнет влиять на биржи
Глеб Задоя, руководитель департамента аналитики финансовой компании «АНАЛИТИКА Онлайн»: «Рынок валют в январе традиционно будет отыгрывать ситуацию, которая сложится в конце года. Предрождественское ралли в США, рост американских рынков на новостях о снижении налогов и изменениях в пенсионной сфере будут отыграны к началу января, и начнется коррекция для фиксации прибыли инвесторами.
Кроме того, на биржи начнет влиять фактор „биткоиновой« лихорадки, когда торги криптовалютами начнут оттягивать на себя часть ликвидности с других площадок. Это усилит коррекционные движения, но из-за слабости тренда пока не приведет к развороту на рынках. Общий „перегрев« уже привел к вложениям в нестандартные инструменты, такие, как криптовалюты и развитие исламских финансов, а также бумаги второго и третьего эшелонов. И если бумаги исламских финансов обеспечены на 100% активами, то о других такого не скажешь.
К концу января курс доллара будет находиться в коридоре 59,5-60,5 рублей, а евро — 69,5-70,5 рублей. В начале и середине месяца рубль будет оцениваться выше, в пределах 59-60 за доллар и 69-70 за евро. Изменения могут начаться быстрее, если тренд на понижение из-за обычной коррекции перерастет в панику и сброс позиций. В этом случае рубль может окрепнуть ненадолго еще на 50-80 копеек, после чего уйдет вниз за долларом на 1,5-2 рубля».
Январь — месяц внешних долгов
Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс»: «К внешним факторам, которые будут определять динамику рубля в январе, относятся конъюнктура цен на нефть и настроения инвесторов. Если цена на нефть будет держаться выше 60 долларов, то поводов для резкого ослабления рубля, на мой взгляд, нет. Доля нерезидентов в ОФЗ (облигации федерального займа) будет сокращаться, но при условии стабильного курса рубля процесс выхода из бумаги будет очень медленный.
К внутренним факторам можно отнести баланс спроса и предложения валюты. Несмотря на рост цены на нефть за последний год, спрос все чаще перевешивает предложение. Это происходит потому, что на сверхдоходы от продаж нефти Минфин покупает валюту в резервный фонд, и также оживились импортеры, поскольку внутренний спрос с тал расти. В первом квартале отечественным компаниям предстоит выплатить около 16 млрд долларов по внешнему долгу, основной объем выплат придется на январь и февраль.
В качестве базового прогноза, предполагаю, что в январе пара доллар-рубль будет торговаться в диапазоне 59-61».
Рубль завис на геополитике
Роман Блинов, эксперт Международного финансового центра: «На сегодня новых факторов в политике ценообразования курса национальной валюты не появилось. Большинство самых ожидаемых событий и новостей уже произошло — это и заседание ОПЕК+ с решением о квотах добычи нефти, и многострадальная налоговая реформа Трампа, и решение о ставке на заседании ФРС США, а также решение нашего Центробанка по смягчению монетарной политики в нашей экономике.
Основным риском для курса рубля будут геополитические новости и возможная коррекция на мировых рынках капитала. Эти факторы могут повлиять на расклад сил на валютном рынке как внутри мировой финансовой системы, так и внутри России. Отдельной строкой стоит отметить рынок сырья — нефть и промышленные металлы являются нашими экспортными статьями, так что там надо тоже держать ухо востро. Пока цены на нефть находятся на высоких значениях за последние два года, наша экономика более или менее стабильна.
При негативных сценариях мы не исключаем, что даже несмотря на предвыборную гонку, меры ЦБ РФ, направленные на укрепление курса рубля, мы можем столкнуться с валютными горками, но это только отложенный риск. Основной же из рисков на сегодня — это новые санкции в отношении России и перспективы геополитического противостояния со странами Запада, в которых уже может и зреет раскол в отношении дальнейшей политики, но общая картина пока не самая радужная».
Рубль сохранит силу до февраля
Петр Пушкарев, финансовый эксперт: «75% против 25%, что доллар в январе продолжит, сильно не спеша, двигаться в полюбившемся всем за полгода коридоре: от 57 до 60 руб. И главная причина этого даже не в нефти.
Подъемом ставок в США пугали, но... вот их и подняли, а энтузиазма в мире это не вызвало. Ожидания перегорели, от темы Трампа и налогов подустали, доллар срочно покупать никто не кинулся. По 10-летним ценным бумагам США выгода осталась менее 2,5% в год, а в России по аналогичным бумагам что наши, что иностранные инвесторы имеют от 7,5% годовых, и поиск совершенно никому не лишних 5% заставляет выбирать и дальше наши бумаги. Новые и новые выпуски Минфин продает раз в неделю на аукционах, а для покупки требуется не валюта: наоборот, рубли. Деньги продолжают притекать. Поэтому увидеть 55 рублей за доллар на сегодня вероятнее, чем, скажем, 65.
Ближайшие испытания ждут рубль к концу февраля. Американский конгресс может запретить инвесторам зарабатывать на вложениях в российский долг. Шаг этот считают не самым вероятным даже крупные американские банки. Но если США решатся, то «перекроют шлагбаумом» они только новые покупки. Идея обязать продать уже имеющиеся у инвестора на руках российские бумаги — не обсуждается даже в проекте. На такую меру американцы не пошли и против Венесуэлы, которая что в военном, что в экономическом отношении куда слабее России.
От нефти рубль заметно отвязался: летом мы видели и 45 долларов за баррель, а доллар выше 61 рубля не побывал. Теперь с нефтью все только лучше: цены держатся выше 60 долларов. ОПЕК сотоварищи (включая Россию), убрали с мирового рынка за год столько нефти, что избыток «складских» запасов понизился с 300 млн до 115 млн баррелей. И продолжает неумолимо уменьшаться: запасы не успевает пополнить ни рост добычи в США на 1 млн баррелей в день, ни ожидающаяся в 2018 году прибавка из Америки еще на 300 тыс баррелей в день. Работающих сланцевых установок 3 года назад было 1600, сейчас их всего 750. Международное энергетическое агентство утверждает: за год еще и спрос поднимется на 1,3 млн баррелей. Нефть для рубля скорее позитив, чем риск в ближайшие полгода-год».
По сообщению сайта Аргументы и Факты