Недавно Президент страны Н.Назарбаев озвучил пять инициатив. Известный финансист Расул Рысмамбетов сделал комментарий по пяти иницативам главыгосударства и опубликовал их в Фейсбуке. Он считает что повышенный спрос на квартиры неминуемо поднимет цены на жилье через повышение цен на стройматериалы.

Ниже полный текст:

Я двумя руками за усилия государства по улучшению жизни граждан, повышению благосостояния. Однако, наученный горьким опытом предыдущих госпрограмм и тем, что поручения президента часто не исполняют - считаю, что у нас главное - это исключить риски, а потом только думать о плюсах.
Итак!

1. Первая инициатива: «Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».

Весьма благое начинание, однако с сопряженными рисками. Повышенный спрос на квартиры неминуемо поднимет цены на жилье через повышение цен на стройматериалы.

Немалая часть этих материалов – импортная, поэтому и любые колебания курса тенге могут поднять затраты строителей.

Если государство попытается вмешаться в процесс ценообразования через ограничения, то интерес к программе со стороны застройщиков резко снизится.

А если государство захочет создать национальную строительную компанию, то это увеличит долю государства в бизнесе и лишит частные компании значительной доли рынка.

Поэтому перед запуском секьюритизации ипотечных займов и другие инициатив в сфере жилья, лучше внимательно просчитать все бизнес риски, сопряженные с указанными последствиями.

Кроме того, при медианной зарплате, даже в 80 тыс. тенге – доступность ипотечных займов будет все еще низка. А значительно поднять зарплаты государство вряд ли сможет, потому что это разогреет инфляцию и 7% ставка будет убыточной как для банков, так и для государства. Да и денег в бюджете нет особо. Думаю уже осенью мы залезем в Нацфонд под благовидным предлогом.

2. Вторая инициатива: «Снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников».

Это отличная инициатива, тем более которая не сильно повлияет на сбор налогов по стране. Тем не менее, рост номинальной зарплаты и снижение реальной зарплаты все еще являются угрозой для потребительского спроса. Поэтому вполне вероятно, что к этой мере можно будет добавить и постепенное повышение заработных плат.

3. Третья инициатива: «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодёжи».

Сложность в повышении доступности высшего образования в том, что в оплате за учебу, включая гранты – содержится заработная плата преподавательского состава, закупка оборудования, ремонт зданий.

При том, что сборы налогов по стране покрывают не более 50% от госрасходов – пока непонятно откуда на данную инициативу возьмут средства. Не увеличит ли это нагрузку на Национальный фонд?

В целом, затраты на образование своих граждан из Нацфонда – оправданная трата. Главное перед выделением средств провести тотальный аудит всех без исключения высших и среднетехнических учебных заведений. И внедрить независимую аккредитацию.

4. Четвёртая инициатива: «Расширение микрокредитования».

При всех плюсах данной инициативы, она звучит чуть более оптимистично, чем в реальности. Предпринимателем человека делают не деньги, а способность и желание заниматься бизнесом. Далеко не все профессиональные экономисты и финансисты имеют эту жилку.

Кроме того, перед выделением средств на эту инициативу, стоит внедрить программу измерения эффективности, определить приоритетные направления.

Помимо этого, вызывает сомнения официальные данные по безработице на уровне 4,9% от экономически активного населения.
Чтобы не потерять деньги на данной программе, хорошо было бы сформировать видение – к каким результатам должна привести эта инициатива.

В данном виде пока - микрокредитование является раздачей безвозвратных денег людям. Не вижу принципиального отличия от раздачи Нацфонда на руки гражданам.

5. Пятая инициатива: «Дальнейшая газификация страны».

Несмотря на несомненный экологический плюс газификации, есть ряд рисков.

Во-первых, важна унификация цен по подключению частных домов к газу – потому что в некоторых регионах цены недоступные для простых граждан.

Во-вторых, важно понять откуда государство возьмет дополнительные объемы газа, если значительная его часть уйдет на экспорт.

В-третьих, откуда взять деньги на газификацию, если газификация Астаны уже большая нагрузка на бюджет?

 

Источник: matritca.kz