Уже месяц иностранные инвесторы непрерывно выводят средства из России. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за минувшую неделю отток средств из фондов, ориентированных на российские акции, составил $112 млн, а со второй декады апреля они лишились свыше $366 млн. Сохраняющаяся геополитическая напряженность между США и Россией вынуждает международных инвесторов покидать российский рынок даже несмотря на рекордные цены на нефть.
По оценке «Ъ», основанной на отчете BofA Merrill Lynch (учитывающего данные EPFR), объем средств, выведенный из фондов, инвестиционная декларация которых ориентирована на российский фондовый рынок, за неделю, закончившуюся 16 мая, составил $112 млн. Этот результат почти в полтора раза меньше оттока, зафиксированного неделей ранее ($152 млн). Вместе с тем минувшая неделя стала четвертой подряд, когда фонды данной категории фиксируют чистый отток средств инвесторов. За это время из них было выведено более $366 млн.
Вывод иностранных инвестиций из российских фондов происходил на фоне общего снижения спроса на активы развивающихся стран. По данным EPFR, за последние четыре недели фонды, инвестиционная политика которых ориентирована на emerging markets, привлекли всего $1,4 млрд, что почти в пять раз меньше привлечений в апреле. При этом российские фонды продемонстрировали худшую динамику среди фондов стран БРИК. Так, фонды, инвестирующие в Индию, за неделю привлекли $8 млн, а за четыре недели потеряли $153 млн, из бразильских фондов инвесторы вывели, соответственно, $14 млн и $43 млн. Уверенный приток наблюдается только в фонды Китая, в них инвесторы вложили за месяц более $2 млрд.
Общему снижению привлекательности рисковых активов способствуют опасения относительно перспектив мировой экономики. Это подтверждают результаты майского опроса управляющих, проведенного аналитиками Bank of America Merrill Lynch. Согласно исследованию, число респондентов, уверенных в том, что в течение ближайших 12 месяцев темпы экономического роста ускорятся, практически сравнялось с числом тех, кто ждет замедления темпов роста мировой экономики. Это минимальное значение показателя с февраля 2016 года. «Ряд макроэкономических показателей указывает на то, что в текущем году рост мировой экономики не будет таким синхронным, как в прошлом, что сказывается на аппетите к риску у инвесторов»,— отмечает директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.
Аномально низкий интерес к российскому рынку связан с сохраняющейся геополитической напряженностью в отношениях между США и Россией. По словам управляющего активами «Ингосстрах-Инвестиции» Валентина Журбы, на рынке сохраняются опасения введения новых санкций, поскольку, судя по «разухабистой» внешнеэкономической политике Соединенных Штатов, они только вошли во вкус. В то же время фактор высокой цены на нефть отошел для инвесторов на задний план. По данным агентства Reuters, на минувшей неделе стоимость североморской нефти Brent на спот-рынке впервые с ноября 2014 года поднялась выше $80 за баррель. Высокий уровень цен на нефть держится во многом за счет спекуляций вокруг выхода США из СВПД, введения санкций против Ирана и, соответственно, ожидания падения поставок иранской нефти. «Но если Тегеран сможет сохранить текущий объем поставок на мировой рынок (в первую очередь в Европу и Китай), нефтяные котировки скорректируются»,— отмечает Валентин Журба.
В ближайшие месяцы участники рынка не ожидают сильных изменений в поведении иностранных инвесторов. По словам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, ожидание расширения санкций и негативный геополитический фон будут и дальше определять поведение международных инвесторов в России.
Виталий Гайдаев, Коммерсантъ