Стимулирование казначейств госкомпаний активнее пользоваться инструментами денежного рынка также может повысить надежность и доходность их размещений
Мы живём в очень концентрированной стране: существенная часть добавленной стоимости создается в результате продажи сырья крупными предприятиями, что позволяет возникать многочисленным политическим и экономическим концентрациям в обществе. Единый регистратор, один депозитарий, единственная биржа, «любимый» ЕНПФ. В жёстких экономических и регуляторных условиях естественным образом начинают стремительно консолидироваться и укрупняться и финансовые посредники: доверие становится инструментом политического торга и достаточно легко начинает создавать сверхконцентрации на рынке финансовых услуг.
Между тем монополизация редко идёт на пользу обществу и потребителям, создавая точки сверхприбыли лишь для акционеров и менеджмента монополистов. Безусловно, сейчас, как никогда, становится очевидным, что основная масса свободных денежных средств принадлежит богатым окологосударственным компаниям и размещается у предельно узкого круга финансовых институтов. Погоня последних лет за надёжностью раскручивает спираль банковской концентрации, создавая риски появления игроков, которых государство будет вынуждено спасать любой ценой.
Есть ли какой-то другой выбор? Да. Квазигосударственный сектор имеет штат квалифицированных, хотя и сверхконсервативных финансистов, вполне способных не только пользоваться услугами посредников в виде банков, но и управлять своей ликвидностью более эффективно, напрямую выходя на денежный рынок. По сути, ситуация выглядит не самым логичным образом: нацкомпании держат в банках более 5 трлн тенге временно свободных средств, а Нацбанк «покупает» у БВУ (через инструменты денежного рынка) немногим более 4 трлн. По сути, крупнейшие коммерческие банки становятся просто посредниками между крупным госбизнесом и НБ РК, зарабатывая 0,5–1% маржи от сумм с 12 нулями.
Более активное использование инструментов KASE для управления ликвидностью могло бы одновременно повысить надёжность и доходность операций по управлению свободной наличностью для госкомпаний. Вместо принятия риска на банк они могли бы размещать деньги на бирже под залог ГЦБ, нот Нацбанка, бумаг нацкомпаний или же топовых негосударственных ценных бумаг, в зависимости от своей политики управления рисками. Это сделало бы денежный рынок более конкурентным и избавило бы от типичных рисков при госзакупках любых услуг. Параллельно это существенно стимулировало бы инвестиции в эти классы активов со стороны частного сектора, который вследствие нестабильной ситуации зачастую не способен планировать инвестиции на длительный срок и у которого может возникать необходимость в ликвидности в любой момент. Если ты знаешь, что под залог купленных акций или облигаций в любой момент сможешь занять деньги на небольшой срок (пусть и по более высокой ставке), ты более уверенно решишься на инвестиции. В России, к примеру, оборот рынка репо (кредитования) существенно превышает объём основного режима торгов на бирже и является активно поддерживаемым сегментом рынка, как со стороны центрального контрагента организатора торгов (напрямую), так и со стороны ЦБ РФ (опосредованно). Это придает рынку необходимую стабильность и обеспечивает его динамичный рост, хотя он так же остается сверхконцентрированным и далеко не таким эффективным, как рынки развитых стран.
Как ни странно, стимулирование казначейств госкомпаний активнее пользоваться инструментами денежного рынка может не только повысить надёжность и доходность их размещений, но и способствовать столь желанному развитию фондового рынка.
Источник: Forbes.kz