Объем инвестиций в развивающиеся рынки значительно вырос в последние годы. Основой для привлекательности развивающихся рынков для инвесторов послужили их высокий рост ВВП, продолжающаяся диверсификация экономик и укрепление государственных институтов. Так, в посткризисный 2009 год ВВП развивающихся стран вырос на 1.9%, в то время как ВВП развитых стран сократился на 3.5%. Об этом рассказала Директор Департамента монетарных операции Национального Банка Казахстана Алия Молдабекова, передает портал Wfin.kz.

Она отметила, что длительная ультрамягкая монетарная политика в развитых странах привела к снижению ставок доходностей, в результате чего управляющие фондов, в поисках высоких доходностей, инвестировали средства в активы развивающихся рынков, в частности, в облигации (график 1). Вместе с тем, активы развивающихся рынков характеризуются высокими рисками, приводящими к волатильности их стоимости.

nacbank 03092018 1

Источник: Bloomberg, индексы ICE

Потоки капитала в развивающиеся рынки носят цикличный характер. Так, например, после притоков активов в 2009-2012 годах последовал отток в 2013-2015 годах (график 2). При этом в 2017 году фонды облигаций развивающихся рынков получили рекордное вливание средств – 68.9 млрд. долл. США.

«Национальным Банком в рамках стратегического портфеля золотовалютных активов Национального Банка Казахстана с 2011 года производятся инвестиции в облигации развивающихся рынков, деноминированные в долларах США. Также в целях реализации новой Концепции формирования и использования средств Национального фонда РК Национальным Банком ведется работа по диверсификации активов Национального фонда РК путем инвестирования в облигации развивающихся рынков, деноминированных в долларах США», - рассказала А.Молдабекова.

Источник: Financial Times со ссылкой на EPRF

По ее словам, с начала 2018 года цены на активы развивающихся стран оказались под давлением, вызванным рядом факторов.

«Уверенные темпы восстановления экономики США позволили Федеральной Резервной Системе дважды повысить процентные ставки с начала года и продолжить политику постепенного монетарного ужесточения. Доходность 10-летней государственной облигации США впервые за последние 7 лет поднялась до уровня выше 3%. Учитывая предполагаемый низкий риск, это существенно повысило привлекательность американского рынка. Важным фактором притока средств в США также стала реформа их налогового законодательства, которая позволила американским компаниям репатриировать свои зарубежные активы по льготной ставке», - прокомментировала представитель Национального Банка Казахстана.

Факторами риска для развивающихся рынков, по словам А.Молдабековой, стали наложение тарифов на импорт из Китая и других главных торговых партнеров США и применение дополнительных санкций США против Российской Федерации в апреле. Ответная реакция со стороны Китая и Еврозоны вызвали опасения инвесторов по замедлению глобальной экономической активности вследствие масштабных «торговых войн». На фоне указанных рисков последовала распродажа активов развивающихся стран. При этом ослабление валют отдельных стран – Аргентины, Турции, Бразилии – было усугублено внутренними факторами (график 3).

Источник: Bloomberg, индексы ICE

Так, в Аргентине высокий уровень инфляции (31%) и отсутствие структурных реформ на фоне высоких уровня дефицита баланса текущего счета (5.2% от ВВП) и дефицита госбюджета (3.2% от ВВП) привели к резкому ослаблению аргентинского песо. Центральный банк Аргентины повысил ставки, а правительство было вынуждено запросить поддержку от МВФ.

«В Турции 15 мая 2018 года, накануне внеочередных выборов, Президент Эрдоган заявил об «активном участии исполнительной власти в денежно-кредитной политике», что вкупе с напряженностью в мировой торговле и геополитике вызвало негативную реакцию участников валютного рынка развивающихся стран и привело к ослаблению турецкой лиры. В ответ на падение турецкой лиры, центральный банк Турции провел ряд повышений процентных ставок и просигнализировал о готовности в дальнейшем ужесточать монетарную политику.

В Бразилии центральный банк вынужденно оставляет процентные ставки на исторически низких уровнях (6.5%) на фоне замедляющейся экономики и ухудшения уверенности инвесторов. При этом данная политика не обеспечивает борьбу со стремительным ростом цен, а политический кризис последних двух лет все больше вызывает бурю протестов среди населения», - проинформировала А.Молдабекова.

Она добавила, что Российский рубль, несмотря на положительную динамику рынка нефти и восстановления темпов роста экономики, обесценился на 16% с начала года в результате введения новых американских санкций. В апреле Министерство финансов США расширило список попадающих под санкции компаний и физических лиц и в августе ввело дополнительные санкции на экспорт товаров, связанных с национальной безопасностью, оказывая давление на экспортный сектор металлов и долларовые источники финансирования. Опасения инвесторов о возможности расширения санкций привели к оттоку средств и из других активов. С начала года доля нерезидентов на рынке облигаций федерального займа снизилась с 33% до 28%.

«Ослабление валюты второй экономики в мире - китайского юаня - было вызвано введением Президентом Трампом тарифов на экспорт из Китая в США объёмом 50 млрд. долл. США в июне текущего года. Ответные меры Китая, а также угроза расширения тарифов на дополнительные 200 млрд. долл. США китайского экспорта привели к повышению неопределенности в части роста экономики. Более того, вследствие риска замедления темпов роста ВВП Китая на фоне «торговых войн» и правительственных мер по снижению уровня закредитованности экономики центральный банк КНР возобновил монетарное стимулирование экономики, что способствовало дальнейшему тренду ослабления юаня», - рассказала А.Молдабекова.

Среди валют крупных развивающихся стран лишь мексиканский песо укрепился с начала года. Прогресс в переговорах с США по НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), а также конструктивная риторика новоизбранного Президента Мексики Лопес Обрадора положительно повлияли на уверенность инвесторов. Позитивными факторами укрепления мексиканского песо также стали рост цен на нефть и уверенные темпы роста экономики США – основного торгового партнера США. Как следствие, структурное повышение цен позволило центральному банку Мексики продолжить монетарное ужесточение экономики, что привело к укреплению валюты.

Как прокомментировала А.Молдабекова, общая тенденция по ослаблению валют развивающихся стран не обошла стороной и Казахстан. Показательна обратная зависимость объема держателей-нерезидентов нот Национального Банка и обменного курса. Так, максимальный объем держателей-нерезидентов, наблюдавшийся в марте – 453.9 млрд. тенге (экв. 1.43 млрд. долл. США), пришелся на пик укрепления национальной валюты в 2018 году (318.31 тенге за 1 доллар США). С марта доля держателей-нерезидентов начала снижаться, достигнув 132.05 млрд. тенге (экв. 0.37 млрд. долл. США) на 23 августа 2018 года. Совокупное ослабление национальной валюты с начала года составило 8.8% (по сост. на 24.08.2018г.)

«В целом, экономические индикаторы свидетельствуют о положительных перспективах рынков развивающихся стран. Так, МВФ в июле 2018 года сохранил прогноз роста мировой экономики на уровне 3.9% и развивающихся стран на уровне 4.9% и 5.1% в 2018 и в 2019 годах соответственно. Премия к доходности облигаций развивающихся рынков также существенна. Так, доходность к погашению индексов облигаций развивающихся рынков составляет 5.7%, облигаций США 2.8%, облигаций стран большой семерки 1.5%. Между тем основными рисками для активов развивающихся рынков остаются дальнейшая эскалация напряженности в части санкционной и торговой политики США и более «агрессивная» нормализация денежно-кредитной политики со стороны крупных центральных банков развитых стран», - в заключении сказала А.Молдабекова.

По сообщению nationalbank.kz