На тенге сегодня влияет множество факторов — как внутренних, так и внешних, глобальных.
Геополитический фактор
Новый фактор, который негативно отражается на нашей валюте, это текущая ситуация в Венесуэле, где произошло столкновение двух режимов. Лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента страны. Его поддержал американский лидер Дональд Трамп.
Официальный президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что это все происки США с целью создать марионеточное государство. Он потребовал от американцев, находящихся в стране, включая дипмиссию, покинуть ее в течение 72 часов. Сотни тысяч венесуэльцев вышли на улицы Каракаса, что привело к стычкам между полицией, сторонниками и противниками режима Мадуро.
Эти события могут отразиться и на тенге. Экономист ЦИПЭ описывает два возможных сценария.
Два негативных сценария
Мягкий сценарий предусматривает спокойный уход Мадуро. В этом случае США окажут поддержку уже лояльной им Венесуэле. В том числе снимут эмбарго на ее энергоносители.
— Это приведет к росту предложений на рынке нефти цены на нее упадут. Риски замедления экономики Казахстана станут очевидными, курс тенге к доллару обновит минимумы, — прогнозирует Тулеуов.
Но возможен и жесткий сценарий, при котором Мадуро власть не отдаст.
— Все это перерастет во внутренний военный конфликт не без поддержки США. Мадуро попросит помощи у России. К слову, Венесуэла должна ей 17 млрд долларов, полученных в виде кредитов с 2006 года. Вместе с тем, Россия не захочет терять «новую Кубу». Поэтому она вмешается и, возможно, даже окажет военную поддержку. В ответ США объявят новые жесткие санкции. Это приведет к тому, что рубль, а за ним и тенге обновят минимумы, — констатирует Олжас Тулеуов.
Российские интервенции
Еще один важный фактор, который отразится на экономике Казахстана: в январе 2019 года, после 4-месячного перерыва российский Центробанк возобновил покупки валюты в рамках реализации бюджетного правила Минфина РФ.
— За шесть торговых дней, с 16 по 24 января, иностранной валюты было выкуплено в эквиваленте $1400 млн при этом объем средних ежедневных операций составляет 15,6 млрд рублей (около $230 млн). Текущий этап их реализации должен завершиться 6 февраля, — рассказывает он.
Неожиданное решение
Однако Центробанк заявил, что с начала февраля увеличит объем интервенций на внутреннем рынке. Речь идет о так называемых отложенных покупках. То есть о тех объемах, которые были упущены из-за прекращения операций осенью 2018 года.
— Предполагается, что отложенные покупки будут осуществляться равномерно в течение 36 месяцев. Они увеличат ежедневный объем покупки иновалюты на внутреннем рынке России в рамках бюджетного правила на 2,8 млрд рублей (порядка $42 млн).
На первый взгляд, для курса рубля, а следовательно и тенге, новость носит умеренно-негативный окрас. Однако тот факт, что отложенные покупки будут «растянуты» на три года, указывает на нейтральность этих мер как фактора курсообразования, — считает Олжас Тулеуов.
Позитивный фактор
Между тем, по его словам, начавшийся налоговый период в России способствует укреплению тенге к доллару.
— Курс российского рубля к доллару США, пробив отметку в 66, теперь торгуется на уровнях второй декады ноября 2018 – 65,77. Ни риски замедления мировой экономики (по обновленным прогнозам МВФ), ни ситуация в Венесуэле, ни интервенции Центробанка России для минфина (суммарный объем которых уже достиг $1400 млн) не смогли помешать позитивной динамике рубля. Потому что сейчас в России идет период налоговых платежей, из-за которых экспортеры вынуждены конвертировать валюту в рубли
К слову, пик российского налогового периода приходится на 25 января. В этот день завершается уплата налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость и акцизов, а 28 января пройдет уплата налога на прибыль, — отмечает экономист ЦИПЭ.
Настрой участников рынка
По его мнению, «эффект российского налогового периода» ощущает на себе и тенге.
— Так, курс доллара к тенге на утренней сессии валютных торгов KASE 25 января закрылся на отметке 376,1. Очевидно, подобное укрепление казахстанской валюты (на 1,3% с начала 2019 года) несоизмеримо с укреплением рубля (на 5,8% с начала года) — из-за параллельного ослабления тенге к рублю (+3,6% с начала года).
Вероятные факторы подобного отсутствия синхронности – умеренный пессимизм участников казахстанского валютного рынка по сравнению с коллегами из Московской биржи. А также возможное участие нашего финрегулятора в интервенциях по покупке валюты для пополнения «текущих» резервов, — заключает он.
Источник: 365info.kz