Президент США опять пытается использовать свой личный твиттер в качестве пульта управления реальностью.
При беглом взгляде может показаться, что ему это прекрасно удается: например, вчера после его твита о том, что нефть стоит слишком дорого, цены на черное золото на биржах в Нью-Йорке и Лондоне действительно упали на несколько долларов
Однако при более внимательном рассмотрении ситуации видно, что участникам нефтяного рынка действительно страшно — только вот боятся они совсем не твитов американского президента.
Помимо сугубо экономических соображений, американский лидер, вероятно, руководствовался и геополитическими, связанными с ситуацией в Венесуэле. Если посмотреть на кризис в этой стране с точки зрения его влияния на рынок нефти, то получается довольно неприятная для США картина: против Каракаса совсем недавно были введены очень жесткие санкции, которые мешают Венесуэле экспортировать нефть, что толкает цены на мировом рынке вверх, а какого-то прогресса в плане "цветной революции", которую Госдеп запустил после признания Хуана Гуайдо президентом страны, сейчас не наблюдается. Недавний провал схемы прорыва венесуэльской границы с помощью "гуманитарного конвоя", а также сообщения американского агентства Bloomberg о том, что даже американские союзники в регионе — Перу и Колумбия — не поддерживают военную интервенцию против Венесуэлы, указывают на то, что американские надежды на скорое "затопление рынка венесуэльской нефтью" (уже под американским контролем), скорее всего, не сбудутся. Если это правильная оценка ситуации, то обращения Трампа через твиттер к странам ОПЕК — это скорее жест отчаяния.
Вполне вероятно, что обеспокоенность "хрупкостью мира" в случае Трампа означает прежде всего беспокойство о состоянии американской экономики. "Нефтяной твит" американского президента был опубликован в тот же день, что и опрос американской "Национальной ассоциации экономики бизнеса" (National Association for Business Economics) — авторитетной НКО, которая объединяет специалистов по влиянию макроэкономических факторов на деловую среду. Согласно этому опросу, американская экономика войдет в рецессию в 2021 году. Как сообщает агентство деловой информации Bloomberg, "десять процентов (опрошенных экономистов. — Sputnik) предсказывают рецессию, начинающуюся в этом году, а 42 процента называют ее началом следующий год". В переводе с языка экономических прогнозов на язык политических перспектив это означает следующее: перед Дональдом Трампом во весь рост встает перспектива проведения избирательной кампании в условиях не растущей, а падающей американской экономики, причем любой американский политтехнолог подтвердит, что сохранить за собой президентское кресло в условиях рецессии — это крайне сложная задача, которая в случае Трампа отягчена тем, что многие избиратели терпят его исключительно по экономическим причинам.
Именно поэтому там, где многие российские комментаторы заметили признак какой-то особой "силы Трампа", способной повлиять на цену на нефть, американские журналисты увидели исключительно попытку президента хотя бы на какое-то время обеспечить себе удобную конъюнктуру в предстоящей избирательной кампании. Колумнист и энергетический аналитик агентства Рейтер Джон Кемп пишет: "Хрупкий" — самое важное слово в твите президента Трампа. Президент признает, что мировая экономика значительно замедлилась с середины 2018 года. В результате "мир не может принять повышение цены". Белый дом полностью сосредоточен на том, чтобы избежать рецессии, сохранить рост экономики до конца 2020 года и спасти президентскую кампанию по переизбранию. Переизбрание является приоритетом №1, который важнее всего. Китайские торговые переговоры должны прийти к успешному завершению по той же причине. Белый дом не может позволить себе повышать тарифы, если это может подтолкнуть экономику к рецессии. Президенту США нужна сделка так же, как и Китаю".
С точки зрения сохранения имиджа мирового гегемона действия вашингтонской администрации являются крайне токсичными — потому что всем видно, что Белый дом уже не может вести переговоры по важным для него вопросам с позиции силы. Более того, в прошении американского лидера скрыт еще один важный момент — если Трамп вынужден обращаться к просьбами остановить повышение цен к странам ОПЕК, это значит, что все разговоры об "энергетической самодостаточности" США и о том, что в случае необходимости Штаты всегда могут залить рынок "дешевой американской сланцевой нефтью", относятся к сфере пиара, а не реальности. Флагман американской деловой прессы The Wall Street Journal объясняет, почему: "Некогда мощное партнерство между компаниями по добыче нефти (и финансистами с — Sputnik) Уолл-стрит идет на спад, по мере того как (сланцевая. — Sputnik) отрасль изо всех сил пытается привлечь инвесторов после почти десятилетия потери денег. Частые вливания капитала с Уолл-стрит поддержали американский сланцевый бум. Но эта щедрость заканчивается".
Заканчивается не только щедрость американских финансистов, которые уже не очень хотят вкладывать деньги в убыточных "сланцевиков". Завершается и тот исторический период, в котором США могли в одностороннем порядке диктовать свою волю окружающему миру. Белому дому придется снова учиться забытому искусству договариваться. Только вот желающих договариваться с Вашингтоном уже будет довольно трудно найти.
Источник ru.sputniknews.kz