Этот вопрос задали сенаторы министрам.
Заторы на казахстанско-китайских пунктах пропуска и практически полная остановка грузоперевозок стали предметом беспокойства парламента. В четверг, 24 декабря, на пленарном заседании сената депутат Ольга Булавкина подняла этот вопрос.
- Китай ограничил количество авто- и железнодорожного транспорта с казахстанской стороны, что стало причиной скопления и возросшей нагрузки на пункты пропуска. С начала пандемии пропускная способность снизилась в 10 раз. Местами даже наблюдается запрет на грузоперевозки, что влечет за собой дополнительные финансовые потери, невыполнение договорных обязательств, нарушает принципы планирования перевозок для казахстанских предпринимателей. К слову, Казахстан принимает грузы из КНР оперативно и в полном объеме. Возникает вопрос - какие меры принимаются ответственными государственными органами Казахстана для урегулирования возникшей ситуации, для возобновления экспорта товаров в полном объеме и увеличения грузоперевозок между странами? - спросила депутат.
Отвечать на вопрос взялся министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, признавший, что проблема действительно есть, и не только у Казахстана.
- Китай на сегодняшний день ужесточил пропускной режим по всей своей границе, в связи с карантином проводятся меры по дополнительной обработке всех видов грузов, это повлекло существенные заторы и остановку, во многих случаях вводится 14-дневный карантин. И мы сегодня наблюдаем такую же ситуацию, схожую, на границе Китая с Россией, Монголией, Кыргызстаном и другими странами, - констатировал он.
Казахстанские чиновники, заверил Султанов, провели несколько раундов переговоров с посольством КНР в Казахстане и профильными министерствами Китая, «но у них ситуация равнонаправленная по всем своим партнерам по границе».
- Тем не менее проводятся дополнительные мероприятия. Например, внедрен дополнительный механизм перевалки грузов, товаров на приграничных транспортно-логистических пунктах пропуска, прорабатываются вопросы увеличения мощности, особенно на самом крупном пункте пропуска «Нур Жолы». Для ускорения процесса разгрузки и загрузки, санитарной обработки грузов принимаются меры по укрупнению этих товарных партий, также прорабатываются вопросы синхронизации графика работы с коллегами с китайской пропускной системы, чтобы увеличить совместно на 1,5 часа. В целом, я думаю, система на границе с Китаем показала, что нам нужно менять систему и предварительного декларирования, и контрактования с тем, чтобы такие столпотворения не проводились. Это такой системный урок, - подытожил Султанов.
Вице-министр финансов Канат Баедилов напомнил, что в июле Казахстан открыл три пункта пропуска на границе, однако Китай решил открыть лишь один.
- Мы для перевозчиков, которые ожидают своей очереди, создали необходимые условия. Организована специализированная автостоянка со всеми условиями, Министерство финансов создало электронную очередь. Во-вторых, во втором полугодии мы плотно работаем с коллегами с Китая, было направлено письмо таможенным органам Китая с просьбой об увеличении пропускной способности. (...) К сожалению, на сегодняшний день принимаемые меры не дают свои плоды. Я думаю, что ситуация на границе начнет нормализироваться по мере улучшения обстановки, связанной с пандемией, - заключил Баедилов.
Автор Ирина Севостьянова
Источник forbes.kz