Министр экологии, геологии и природных реурсов РК Магзум Мирзагалиев на онлайн-брифинге рассказал о ходе реализации поручений, данных Главой государства К. Токаевым в Послании народу Казахстана,пишет primeminister.kz.
Послание Президента Касым-Жомарта Токаева — это документ, в котором заложены приоритеты развития государства и общества, он, в первую очередь, нацелен на повышение благосостояния рядовых казахстанцев.
«На сегодня общество все больше волнуют вопросы экологии, состояния окружающей среды. Как министра экологии, геологии и природных ресурсов, меня это, безусловно, радует. Активность и гражданская позиция наших граждан стимулирует нас принимать еще более эффективные и действенные меры», — сказал М. Мирзагалиев.
В Послании Президент К. Токаев уделил особое внимание вопросам охраны окружающей среды и защиты биоразнообразия.
Принятие нового Экологического кодекса
По словам министра, это очень значимый документ и он подробно обсуждался.
«Были сложности, так как нужно было учесть баланс между экологическими и экономическими интересами. Понятно и желание граждан улучшить экологическую ситуацию как можно скорее. Однако, улучшение экологической ситуации произойдет не сразу, а в течение нескольких лет. Так как для улучшения экологии в нашей промышленности предстоит осуществить значительные технические и технологические системные изменения. Отрадно отметить, что буквально три дня назад Главой государства К. Токаевым был подписан Экокодекс в новой редакции. Принятый документ можно смело назвать реформаторским, а его положения проработаны в соответствии с принципами ОЭСР и стран Европейского союза», — сказал министр.
Кратко М. Мирзагалиев остановился на основных приоритетах Экокодекса.
Во-первых, реализация экологического принципа «загрязнитель платит и исправляет» подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде. В случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального состояния.
Во-вторых, для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы предусмотрено внедрение наилучших доступных технологий в промышленности. На первом этапе запланировано внедрение в 50 крупнейших предприятий промышленности, на которых приходится 80% загрязнения. В Европе благодаря НДТ в течение 15 лет выбросы были снижены на 94%. Предприятия, внедрившие данные технологии, будут освобождены от платы за эмиссии. Если предприятия не внедряют НДТ, то ставки платы за эмиссии будут расти в разы.
В-третьих, новые подходы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
По словам М. Мирзагалиева, были упрощены подходы к прохождению ОВОС. На сегодня процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проходят ВСЕ (порядка 20 тыс.) природопользователи. Согласно новому Экокодексу обязательной процедуре ОВОС будут подлежать только предприятия первой категории. Это порядка 2600 предприятий. Таким образом, внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах. При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (4 стадии - заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС). Объекты 2-ой категории будут проходить через скрининг на предмет необходимости или отсутствия необходимости проведения ОВОС.
Объекты 3 категории будут работать на уведомительной основе. Таким образом акиматы будут принимать декларации с указанием количества выбросов, сбросов и объемов накапливаемых и передаваемых отходов от объектов 3 категории. (АЗС, склады, мебельные цеха, бетонорастворные узлы и прочие объекты, деятельность которых носит локальный, незначительный характер загрязнения окружающей среды).
Объекты 4 категории полностью будут освобождены от регулирования (автомойки, СТО, объекты общественного питания, объекты микробизнеса с котельными установками малой мощности для собственных нужд). При этом, отсутствие необходимости прохождения ОВОС для ряда предприятий не освобождает их от государственного экологического контроля, то есть все предприятия должны соблюдать экологические требования.
Четвертое. Плата за эмиссии в окружающую среду.
Вопрос целевого расходования эмиссий был одним из наиболее обсуждаемых вопросов. В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует обязательность целевого расходования поступивших платежей за эмиссии на природоохранные мероприятия. Это привело к тому, что лишь в среднем 45% поступающих средств акиматы (2019 г. - 87 млрд тг) распределяют на экологию. При этом в ряде областей менее 10% полученных средств от платы за эмиссии были направлены на экологические мероприятия. В этой связи, в новом кодексе предусмотрено, что 100% поступлений от платы за эмиссию будут расходоваться только на экологические мероприятия.
Пятое. Совершенствование управления отходами производства и потребления.
Как отметил министр, в этом направлении еще много работы. Развитые страны уже давно перешли на инновационные решения в этой сфере. Казахстан пока только стремится к этому.
На сегодня на 3,2 тыс. полигонах страны накоплено 125 млн тонн ТБО. Доля переработки в 2019 году составила 15%. Однако, этого крайне недостаточно. Для сравнения, в развитых странах этот показатель превышает 30%.
В этой связи, для снижения скопления отходов на законодательной основе внедрена энергетическая утилизация отходов с применением технологии WASTE TO ENERGY. Мусор будет сжигаться и производиться электроэнергия, которая затем продается в общую электрическую сеть.
На сегодня определены 6 пилотных городов. Это Актобе, Алматы, Атырау, Нур-Султан, Тараз и Шымкент. Идет активная проработка вопроса с акиматами по вопросам наличия земельных участков, инфраструктуры и гарантированной загрузки отходами. В случае успешной реализации пилотных проектов, опыт будет распространен и на другие города.
Ожидается, что благодаря данной технологии уровень переработки к 2025 году будет доведен до 30%, то есть до среднеевропейского уровня.
Декарбонизация экономики и зеленый рост
Декарбонизация — это снижение выбросов углекислого газа и выработка электроэнергии с помощью возобновляемых источников энергии. Что это дает? Это позволяет в разы снизить вредное воздействие на окружающую среду.
Сегодня наблюдается тенденция декарбонизации мировой экономики. Для этого, Евросоюз внедряет «пограничный углеродный налог» на импортируемую продукцию из стран с высоким уровнем выбросов. Это говорит о необходимости сокращения выбросов для того, чтобы наша отечественная продукция оставалась конкурентоспособной на европейских рынках. В этой связи, Министерство приступило к разработке Концепции низкоуглеродного развития Казахстана до 2050 г. Данная работа будет завершена в июне 2021 года.
В декабре 2020 года на саммите по климатическим амбициям Глава государства К. Токаев заявил, что Казахстан обязуется достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Наряду с активной реализацией проектов ВИЭ, это предполагает в перспективе развитие водородной энергетики и технологий по улавливанию и хранению углерода.
М. Мирзагалиев отметил, что Министерство получает колоссальную поддержку от граждан. Каждый резонансный случай жестокого обращения с животными, варварское отношение к природе, обо всем этом оперативно сигнализирует население.
«И это правильно. О таких фактах нельзя молчать. Причиной такого отношения к животным и растениям является недостаточный уровень экологического образования, экокультуры. Мы активно сотрудничаем с нашими гражданами, неравнодушными к состоянию природы, окружающей среды, вместе проводим совместные мероприятия, субботники, акции по очистке от мусора, посадке деревьев. Конечно, из-за пандемии в прошлом году мы вынуждены были сократить такие мероприятия. Надеемся, что в этом году такие акции будут проводиться намного чаще», — подчеркнул М. Мирзагалиев.
Озеленение — одна из приоритетных задач Казахстан относится к малолесным государствам. Общая площадь государственного лесного фонда составляет 30 млн га и занимает 11% территории республики. Покрытые лесом угодья занимают 13 млн га. Лесистость республики — 4,8%. К 2030 году планируется увеличить долю лесистости до 5%.
В течение 5 лет будет высажено 2 млрд деревьев в лесном фонде и 15 млн деревьев в населенных пунктах. Для этого Министерством совместно с акиматами областей проведена работа и определены объемы посадки деревьев в разрезе регионов.
В настоящее время по поручению Премьер-Министра ведется работа по разработке Комплексного плана воспроизводства лесов и лесоразведения.
Пандемия показала спрос на внутренний туризм. Но это также продемонстрировало и низкую экокультуру наших граждан. У нас множество уникальных мест в Казахстане. Природные парки, заповедники, везде после прихода туристов остаются тонны мусора. И это не может бесследно отразиться на природе. Также в последнее время имели место факты незаконных порубок, уничтожение и повреждение деревьев и кустарников в населенных пунктах.
По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Министерством экологии совместно с заинтересованными госорганами проработаны ряд мер, направленных на ужесточение наказания за нарушения по вырубке деревьев.
В результате этого будет предусмотрена компенсационная посадка деревьев в тридцатикратном размере при незаконной вырубке, уничтожении, повреждении деревьев, занесенных в Красную Книгу РК, а также десятикратная посадка за гибель зеленых насаждений на прилегающей территории физических и юридических и лиц. Ранее таких норм не было.
Кроме того, внесены изменения в базовые ставки для исчисления размера вреда, причиненного нарушением лесного законодательства. Так, увеличены размеры возмещения ущерба с 6 до 1000 МРП за каждое незаконно срубленное дерево, занесенное в Красную книгу.
Помимо этого внесены изменения в Административный и Уголовный кодексы в части ужесточения санкций.
Развитие экологического туризма
Нецивилизованный подход в туризме очень пагубно влияет на нашу природу, уникальные природные объекты. Поэтому необходимо развивать экологический, организованный туризм. А потенциал экотуризма в Казахстане огромен.
Глава государства К. Токаев отметил важность активного развития культуры экологического туризма внутри страны. Работа уже начата. Сейчас в Казахстане имеется 13 нацпарков. В 2019 году их посетили 1,5 млн человек. В нацпарках практически отсутствуют оборудованные стоянки для транспорта, кемпинги, современные санитарные кабинки. Учитывая международный опыт, упор будет сделан на развитие и обустройство маршрутов и троп. Будут созданы современные визит-центры, медицинские пункты, кемпинги, этно-аулы и др.
В этой связи, разрабатываются соответствующие мастер-планы. Ведется работа по их обсуждению с общественностью. В целях обеспечения прозрачности принимаемых решений при нацпарках созданы общественные советы.
Разработаны и проведены презентации Концепций развития экотуризма в нацпарках Алматинской группы: Иле-Алатауский, Чарынский, «Алтын-Эмель» и «Көлсай-көлдері».
Помимо этого разрабатываются аналогичные Концепции по развитию экотуризма по всем остальным нацпаркам.
Кроме этого, Министерство совместно с ПРООН разрабатываются методические рекомендации по определению норм рекреационных нагрузок на туристские маршруты и экологические тропы ООПТ.
В целом развитие экологического туризма на ООПТ влечет за собой, самое главное, бережное отношение граждан к природе, создание безопасных и благоприятных условий для туристов, а также обеспечивает местное население новыми трудовыми местами в обслуживающей сфере.
Разработка Закона о защите животных
Практически ежедневно в социальных сетях публикуются немыслимые факты жестокости к животным. Взять хотя бы ряд последних кейсов — удушение лебедя, побитый тюлень, издевательство над собаками и таких фактов много. Законодательство необходимо ужесточать.
Так, в целях искоренения участившихся фактов варварского отношения к животным, совместно с депутатами, зоозащитниками, ветеринарными врачами и просто неравнодушными гражданами был разработан Закон об ответственном отношении к животным. Реализация Закона позволит обеспечить формирование ответственного владения животными и гуманного обращения с ними, установление общих и специальных требований при обращении с животными различных категорий, защиты животных от жестокого обращения и другие.
Закон разработан и внесен в Парламент, ожидается проработка в Мажилисе.
«Мы его очень много обсуждали именно с общественностью. Мы пытались найти баланс. Дело в том, что есть такие нормы, которые очень сильно активно продвигают зоозащитники. Допустим, запрещено оперировать животных без наркоза. Вот такую норму мы посадили. После этого мы начинаем обсуждать с общественностью. Ветеринарные врачи говорят, эту норму нельзя писать таким образом. Должен быть конкретный перечень тех операций, которые можно проводить с наркозом и которые можно проводить без наркоза. В этой связи документ очень серьезно и комплексно обсуждался. Поэтому это заняло у нас, конечно же, не один месяц для того, чтобы собрать все эти мнения и потом положить их в один документ», — сказал министр.
М. Мирзагалиев также отметил, что все обсуждения законопроекта в Мажилисе и Сенате проходят в открытом и конструктивном русле. Поэтому каждый может подать свою кандидатуру для участия в рабочей группе по обсуждению законопроекта.
Законом предлагается серьезно ужесточить и административную, и уголовную ответственность, увеличить штрафы предварительно до 5,8 млн тенге либо лишение свободы сроком до 2 лет.
В законе будут выставлены единые требования по всей стране по размещению животных, запрещено убивать животных, необходимо только стерилизовать, будут определены ряд мер к домашним животным, будет определен перечень из опасных пород собак и тех, которых вообще запрещено выгуливать без намордника и т.д.
Рациональное использование воды
Как озвучил Глава государства К. Токаев в Послании, на сегодня потери воды в орошении составляют 40% и требуется повсеместное внедрение цифровизации и учета воды.
Это очень важный вопрос. И здесь также важна и сознательность самих фермеров, они должны рационально использовать такой важный ресурс как вода.
Следует отметить, что в последние три года Казахстан находится в цикле маловодья. Суммарный речной сток в 2019 году составил 83 км3, что на 20% меньше среднемноголетнего.
Министерством совместно с акиматами проведен анализ итогов вегетационного периода этого года. По его итогам определена необходимость принятия мер по недопущению дефицита воды с учетом увеличения площади орошаемых земель до 3 млн га к 2030 году. Сейчас эта площадь 1,6 млн га.
В этой связи, первое, необходимо поэтапно снижать площади посевов влаголюбивых культур (рис и хлопок) в южных регионах страны. Второе: будет продолжено строительство новых водохранилищ и проектов по улучшению технического состояния каналов. Третье: увеличение площади орошаемых земель невозможно без внедрения водосберегающих технологий полива. Четвертое: в целях рационального и экономного использования оросительной воды, будет продолжено внедрение цифровизации водоучета на 119 основных каналах, протяженностью более 2,8 тыс. км до 2025 г.
Министр отметил, что в 2020 году успешно реализован пилотный проект в Мактааральском районе Туркестанской области по цифровизации магистрального канала К-19, протяженностью 12 км и подвешенной площадью орошаемых земель более 3,6 тыс. га, на которых находятся 328 крестьянских хозяйств. Благодаря цифровизации канала удалось обнаружить перерасход поливной воды до 45% от режима орошения.
Успешная реализация вышеуказанных мероприятий позволит дополнительно аккумулировать порядка 8,3 км³ воды, а также сократить водозабор с 8,8 до 6,6 тыс.м³ воды на 1 гектар.
Принимая во внимание текущий лимит водозабора 15 км³, сэкономленный объем воды позволит обеспечить потребность для полива 3 млн га орошаемых земель в объеме 19,8 км³ к 2030 году.
К 2030 году планируется увеличить объем рыбоводства в 30 раз
Глава государства К. Токаев в Послании отметил важность развития рыбной отрасли. Рыбное хозяйство является одним из перспективных направлений, которое динамично развивается как в мире, так и в Казахстане. При этом, по мнению специалистов наша страна обладает значительным потенциалом по выращиванию рыбы — до 600 тыс. т в год.
Уже сегодня есть положительная динамика по объему выращенной рыбы, производство которой за последние три года увеличилось в 1,7 раза (в 2018 г. – 5,6, в 2019 г. – 7,4, 2020 г. план – 9,4 тыс. т).
В этой связи, Министерством разработана Программа развития рыбного хозяйства, которая неделю назад была одобрена Правительством.
В соответствии с программой к 2030 году планируется увеличить объем рыбоводства в 30 раз: с 9 до 270 тыс. т товарной рыбы в год. Будет создано 545 новых рыбоводных хозяйств и 323 действующих хозяйств выйдут на полную проектную мощность. Для их реализации в течение 10 лет предполагается привлечение 345 млрд частных инвестиций.
В 2020 году в рамках совершенствования законодательства была введена поквартальная оплата за пользование рыбными ресурсами вместо годовой, утверждены Правила перевода рыбохозяйственных водоемов из рыболовства для ведения рыбоводства, с возможностью заключения договора для ведения рыбоводства сроком на 49 лет.
Также приняты нормы по снятию ограничений по размещению рыбоводных хозяйств в водоохранной полосе, а также освобождению бизнеса от возмещения потерь при строительстве рыбоводных хозяйств на землях сельскохозяйственного назначения.
Министерством планируется проведение соответствующей работы по дальнейшему совершенствованию законодательства, обеспечению качественным рыбопосадочным материалом, кормами, а также кадровыми научным обеспечением. Также будет проведена работа по оказанию мер государственной поддержки в виде субсидий, в том числе путем отдельного целевого выделения средств на статьи рыбоводства.
Таким образом, реализация запланированных мер позволит за 10 лет вырастить 1,1 млн тонн рыбы на сумму 2,2 трлн тенге.
Во-вторых, увеличить внутреннее потребление рыбной продукции до 134 тыс. тонн в год.
В-третьих, достичь увеличения экспортной выручки до $330 млн.
В-четвертых, снизить объем импорта с 45 до 25 тыс. тонн за счет увеличения производства лососевых и осетровых.
Кроме этого, реализация программы будет способствовать созданию не менее 50 тыс. дополнительных рабочих мест и повышению доходов населения преимущественно в сельской местности.
Дальнейшее развитие Аральского моря
Отвечая на вопросы журналистов, министр прокомментировал ситуацию по Аральскому морю.
«Это очень комплексная проблема, в период с 2002 по 2008 год был реализован первый этап данной программы. Благодаря успешной реализации проекта было увеличено зеркало воды на 870 кв. метров или на 40%, снижена минерализация воды, благодаря чему с одного вида рыбы в Северном Арале обитает около 20 видов рыбы. Данная работа будет продолжена в двух направлениях. Это изучение возможностей дальнейшего расширения зеркала воды и посадка деревьев на высохшем дне Аральского моря», — сообщил М. Мирзагалиев.
По его словам, за последние пару десятилетий было высажено порядка 270 тыс. га саксаульного леса, что стало одним из самых действенных способов борьбы как с солью, так и с песком.
«В ближайшие 5 лет в соответствии с поручением Главы государства на территории в 160 тыс га на высохшем дне Аральского моря будут высажены деревья. Таким образом мы доведем объем территорий, охваченные лесопосадкой до 430 тыс. га», — заверил министр.
Казахстан и Россия вместе восстанавливают экосистему бассейна реки Урал
Подробнее М. Мирзагалиев рассказал о принимаемых мерах по восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал. В начале декабря 2020 года в Москве министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев и министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов подписали ряд стратегически важных документов в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Среди принятых документов — программы сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничных рек Урал и Иртыш на 2021-2024 годы.
По словам М. Мирзагалиева, за последние годы наблюдается снижение стока воды в реке Урал, что привело к деградации пойменных нерестилищ и, как следствие, негативно отразилось на воспроизводстве осетровой породы рыб Каспийского моря.
Во время встречи был подписан План мероприятий по оздоровлению экосистемы реки Урал. План под собой подразумевает достаточно серьезную работу. Первое, будет проведен подробный анализ всех источников, которые влияют на приток к реке Урал. Второе, будут определены все проблемы, которые связаны с прохождением стока от верховий до Казахстана, находящегося внизу стока. Третье, будут определены все барьеры, такие как водохранилище, излишний водозабор и так далее. Одним словом, в ближайшие несколько лет будет проведена комплексная совместная работа. При этом, каждая страна будет нести свои затраты самостоятельно.
«По результату мы должны прийти к конкретным мерам, связанным с оздоровлением русла реки Урал. Вторая основная задача, которую мы ставим перед собой, это достижение договоренностей по согласованному паводковому сбросу. Мы должны сделать так, чтобы наши и российские водохранилища работали в синхронизированном формате. Это очень важно. Потому что проблема с рекой Урал (Жайык) остро ощущается в середине года, начиная с мая по июль. Именно в этот момент нам нужно, чтобы осуществлялся сброс с водохранилищ, которые находятся в верховьях», — отметил министр.
Также М. Мирзагалиев подчеркнул, что к данной работе должны привлекаться исключительно первые руководители регионов, областей.
«Хочу отметить, что мы и с акимом Актюбинской области, где проходит река Илек, один из притоков реки Урал, и с акимом Западно-Казахстанской области, очень тесно по этим вопросам работаем. На встрече в Москве мы договорились, что в этом году в I квартале наши делегации должны будут встретиться в Оренбурге на уровне министров и губернаторов и более конкретно еще раз там обсудить все вопросы, вытекающие из подписанного нами Плана мероприятий. Что касается создания рабочих групп, они у нас имеются. У нас есть бассейновые инспекции. Эту работу мы будем усилять», — проинформировал М. Мирзагалиев.
Проблема смога в столице решится благодаря газификации
Смог победить возможно, ведь вся подготовительная работа и предпосылки к этому уже созданы, считает министр экологии Магзум Мирзагалиев.
«Благодаря историческому решению Первого Президента РК — Елбасы Н. Назарбаева был проведен газопровод «Сарыарка». На сегодня уже начато подключение домов в городе Нур-Султан. Мы этот вопрос постоянно отслеживаем, держим руку на пульсе», — заверил министр.
Так, по словам М. Мирзагалиева, в столице уже проложены более 300 км распределительных трубопроводов, выданы порядка 1000 техусловий, 300 домов подключены к газу. Еще несколько тысяч заявок на подключение к газу поданы.
«После праздников начнется активное подключение. Но объективно нужно отметить тот факт, что многие жители в этом году уже закупились углем и поэтому не так охотно переходят на газ. То есть они готовы, но просят дать возможность израсходовать уголь», — отметил он.
Также ведется комплексная работа по газификации ТЭЦ. Так, четыре водогрейных котла уже переведены на газ. В наступившем году будут переведены оставшиеся котлы. Таким образом, министр экологии, в том числе и как житель города Нур-Султан, выразил надежду на то, что к следующему отопительному сезону столичные жители будут дышать чистым воздухом.
Чипизация мусоровывозящего транспорта позволит бороться со стихийными свалками
Отвечая на вопрос журналистов об актуальных нормах Экологического кодекса, Магзум Мирзагалиев отметил, что по его мнению, в стране в настоящее время имеется 2 крупные экологические проблемы.
Первая связана с качеством воздуха, объемами вредных выбросов. Вторая – с мусором.
«Мы постарались решить эти 2 проблемы в Экокодексе. Я считаю, что нормы, связанные с решением этих двух проблем являются актуальными», — сказал глава ведомства.
Среди вариантов решения этих вопросов предлагается внедрение наилучших доступных технологий, а также чипизация, установка GPS-датчиков на весь мусоровывозящий транспорт, чтобы можно было бороться со стихийными свалками.
Министр подчеркнул, что Экологический кодекс – это комплексный, большой документ. И то, что было озвучено на брифинге – лишь малая его часть.
В урочище Бозжыра строительство отеля не предполагается
О том, будет ли производиться строительство сафари-отеля в урочище Бозжыра, министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев ответил исчерпывающе и попросил поставить на этом вопросе точку.
Он отметил, что спор вокруг идеи строительства в природной зоне разгорелся на основе эскиз-проектов, без привязки к конкретному участку.
«С учетом того, что дискуссия продолжалась, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК совместно с территориальными ведомствами проработали маршруты животных, потенциальную нагрузку, встречались с представителями Министерства культуры и спорта, выезжали на место. Встретились с инвестором и предложили ему рассмотреть вопрос ухода с территории Жабайушканского заказника, с чем инвестор согласился. Считаю, что в этом вопросе поставлена точка», — заключил он.
Каспийский тюлень занесен в Красную книгу Казахстана
Как подчеркнул М. Мирзагалиев, включение или невключение тюленей в Красную книгу — это не просто прихоть Комитета лесного хозяйства и животного мира или Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Этому предшествует биологическое обоснование. Внесение животного в Красную книгу в первую очередь повышает ответственность каждого за негативное влияние на популяцию и способствует принятию более эффективных мер по его сохранению. Помимо этого, МЭГПР проводится тесная работа с российскими коллегами по сохранению тюленя. С начала 2020 года проводилось совместное исследование по оценке численности каспийского тюленя в акватории.
«У нас была очень сильная разница в оценках его количества — почти в 3 раза. Поэтому было очень важно данную совместную работу провести. Мы ее продолжаем проводить. Эта работа будет продолжаться на протяжении 3-4 лет, по итогам которой будут даны конкретные рекомендации по сохранению каспийского тюленя», — отметил министр экологии.
100% платы за эмиссию будут тратиться на «зеленые» мероприятия
Магзум Мирзагалиев также рассказал, какие условия будут созданы для привлечения инвестиций в проведение мероприятий по охране окружающей среды.
В рамках нового Экологического кодекса будут созданы два основных условия для привлечения инвестиций.
Во-первых, в основном крупные загрязнители — это предприятия, построенные 50-60 лет назад. Соответственно, их технологическое перевооружение, модернизация, экологизация потребуют очень много денег.
«В этой связи мы в Экокодексе приняли такой механизм: решили разделить с предприятиями затраты, связанные с внедрением наилучших доступных технологий. Не каждое государство это делает. Мы изучали опыт многих стран. Ни в одной стране мы не увидели, что государство дает такое освобождение до того, как предприятие внедрило наилучшие доступные технологии», — отметил министр.
Сегодня ежегодно предприятия в качестве платы за эмиссию платят порядка 90 млрд тенге. В рамках Экологического кодекса государство позволяет им оставлять 90 млрд тенге у себя, не платить плату за эмиссию, но в течение 10 лет предприятия обязаны внедрить наилучшие доступные технологии. Если предприятие не переходит на НДТ, государство начинает повышать плату за эмиссию в 2, 4 и 8 раз поэтапно.
«То есть мы с одной стороны ему помогаем финансово, с другой стороны за счет таких жестких фискальных маневров мы его начинаем побуждать переходить на зеленые технологии», — пояснил М. Мирзагалиев.
Второй важный аспект привлечения инвестиций — 100% всех денежных средств, поступающих от платы за эмиссию в бюджеты, должны теперь тратиться только на «зеленые» мероприятия акиматами областей. С запуском нового Экологического кодекса все увидят, на что тратятся деньги, которые поступают от платы за эмиссию.
Источник primeminister.kz