Оценил Азиатский банк развития.
Азиатский банк развития (АБР) опубликовал отчет об оценке экономического воздействия альтернативной дороги Алматы – Иссык-Куль на экономики Казахстана и Кыргызстана. По оценке АБР, новая дорога, в зависимости от маршрута, будет ежегодно прибавлять $31-$165 млн к казахстанскому ВВП и $53-439 млн - к ВВП Кыргызстана.
От Алматы, мегаполиса с почти двухмиллионным населением, всего 80 км по прямой (через две горные гряды) до Чолпон-Аты, основного туристического центра на берегу Иссык-Куля. Протяженность дороги в обход гор - 460 км, это около 6,5 часов на легковом автомобиле и заметно больше для рейсовых автобусов. Плюс время пересечения границы. В Азиатском банке развития считают, что более легкий путь на Иссык-Куль значительно увеличит поток туристов туда, кроме того, международным путешественникам станет намного проще побывать и на Иссык-Куле, и в Алматы. Международный аэропорт Алматы усилит свою роль как важный авиаузел, привлекая дополнительных международных путешественников в регион, а для самих алматинцев поездка на Иссык-Куль станет маршрутом выходного дня.
Налево, направо и прямо.
АБР рассмотрел сразу несколько вариантов трасс для новой короткой дороги между Алматы и Иссык-Кулем.
Западный маршрут Алматы – Узунагаш – Кемин имеет три подмаршрута: через перевал Новый Кастек (2461 м), через Масанчи (2308 м) или через тоннель протяженностью 14,6 км. Только третий подмаршрут подходит всем транспортным средствам и может быть открыт круглый год. Примерные капзатраты при строительстве первого подмаршрута - $81 млн, если дорога будет гравийной, и $94 млн - если асфальтовой. Для второго подмаршрута расходы - $93 на гравий, $113 на асфальт. Подмаршрут с тоннелем значительно дороже - $518 млн.
Прямой маршрут Алматы – Перевал Озерный – Чон-Кемин – Кунгей Алатау – Бактуу-Долоноту – Чолпон-Ата протяженностью 85 км через перевал Озерный (3514 м), предполагает строительство 16-ти километрового тоннеля на высоте 3000 м. Строительство, эксплуатация и техобслуживание подобного объекта на такой высоте само по себе сложная задача, отмечают специалисты АБР. Дополнительным затруднением станет организация движения транспорта через Иле-Алатауский национальный парк без непропорционального влияния на ландшафт и естественную среду обитания различных животных. Примерные капзатраты на этот маршрут - $587 млн.
Восточный маршрут Алматы – Тургень – Ассы – Долина реки Шилик - долина Байсар - Ананьево протяженностью 216 км также требует постройки тоннеля 12-километрового тоннеля на высоте 2900. Эта трасса подходит только для легковых автомобилей, автобусов и легких грузовиков и из-за высот, на которых проходит дорога, она может быть открыта только с июня по ноябрь. Капзатраты - $468 млн.
Туристический выхлоп
Более короткое путешествие - в разных вариантах маршрута время в пути составит от 1 часа 40 минут до чуть более 5 часов - позволит людям путешествовать чаще и привлечет на это направление, например, туристов выходного дня, считают в АБР. Кроме того, аналитики института развития отмечают, что все трассы могут быть открыты как минимум полгода, и это позволит увеличить продолжительность туристического сезона на Иссык-Куле, где сейчас пик приходится на период с середины июня до середины сентября. При этом примерно треть спроса на туристические поездки приходится на период вне этих трех месяцев.
Среднесуточный трафик по альтернативной дороге (в зависимости от варианта маршрута) оценивается в диапазоне от 1 000 до 2 750 автомобилей в день с июня по ноябрь в условиях консервативного сценария Генплана по туризму ЭКАБ (Экономический коридор Алматы-Бишкек, проект, который поддерживает АБР) и от 1 800 до 6 800 автомобилей в день в условиях оптимистичного сценария.
В отчете АБР отмечается: чтобы удовлетворить тот спрос со стороны туристов, который будет создан благодаря строительству альтернативной дороги, региону ЭКАБ будет необходимо приложить усилия для развития сферы гостеприимства в целом. И тогда ВВП обеих стран получит прибавку в десятки и даже сотни миллионов долларов
Автор Татьяна Николаева
Источник kursiv.kz