Регулятор впервые уделил огромное внимание вопросам доверия и открытых коммуникаций.
На прошлой неделе Национальный банк Республики Казахстан утвердил Стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года. Это было одно из требований президента к регулятору в рамках возвращения доверия к национальной валюте и курсовой политике. Попробуем объяснить простыми словами, что это значит и зачем для этого нужна стратегия.
Доверие к денежно-кредитной политике — это не эфемерный термин, а вполне конкретное экономическое понятие. Оно выражается в уверенности граждан и предприятий страны в том, что денежные власти успешно достигнут намеченных целей. Высокое доверие позволяет проводить гибкую денежно-кредитную политику и легче проходить шоки. Например, когда у нас в стране что-то случается курсом нацвалюты, то тут же образуются очереди в обменники— это значит, что у населения низкий уровень доверия к тенге, раз при внешних шоках оно готово на последние деньги закупать валюту. Если бы доверие было выше — Нацбанк в августе 2017 года мог бы обойтись без значительных интервенций. Помните, после проведения EXPO2017 в сети распространялся слух о том, что теперь тенге рухнет и в обменные пункты выстраивались очереди. Ничего, конечно же, не произошло, но будь доверие к тенге выше, этой ситуации можно было бы избежать, как и затрат на поддержание валюты тогда. Кроме этого, центральный банк при низком доверии вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику — это конечно не единственный, но тоже значимый фактор.
Экономисты доказали, что повышенная транспарентность и хорошая коммуникационная политика улучшают доверие к денежным властям и повышают эффективность денежно-кредитной политики.
Стратегия - это первый подобный документ с горизонтом планирования до 10 лет. До этого Национальный банк ежегодно обозначал основные направления денежно-кредитной политики, но это были среднесрочные направления. Плюс стратегии в том, что регулятор впервые уделил огромное внимание вопросам доверия и открытых коммуникаций.
Во-первых, регулятор на десятилетие вперед фиксирует приверженность режиму инфляционного таргетирования, снимая все вопросы про возврат к системе фиксированного курса. . Это и есть основная цель стратегии — переход полноценному режиму инфляционного таргетирования. Во-вторых, фиксируются не только цели, но и структурные препятствия для их достижения. В-третьих, в стратегии чётко отражены требования к построению системы моделирования и прогнозирования. В-четвертых, стратегией закрепляются открытые коммуникации. За последний год Нацбанк и так стал публично очень активным — ежемесячные отчёты по уровням интервенций и конвертаций, объяснения курсовых колебаний. Такой открытости раньше не было никогда. Коммуникациям выделена отдельная глава стратегии.
— Благодаря повышению открытости денежно-кредитной политики, выстраиванию диалога с общественностью, исполнению заявленных целей, лежащих в основе режима инфляционного таргетирования, будут создаваться доверительные отношения между обществом, рынком и Национальным банком, — говорится в стратегии.
Тенге традиционно недооцененная валюта, в первую очередь недооценена своими же гражданами. Конечно для этого есть причины — огромные структурные дисбалансы внутренней экономики, но давайте будем честными хотя бы перед собой — не все верят в сильный тенге, не все верят в нашу экономику и не все готовы делать ставку на национальную валюту. Действительно, не всегда гладкая и правильная денежно-кредитная политика заставляет людей задавать вопросы — а почему мы должны доверять? Доверие строится годами, а рушится за один день. Именно поэтом важно, что основные цели стратегии повышения доверия рассчитаны не на год или два, а на десятилетие.
Как и любая стратегия — эта несёт в себе и риски. Недостаточно просто принять документ, декларирующий направление работы, необходимо чётко выполнять поставленные в стратегии задачи, а это порой намного сложнее, чем просто написать стратегию. Здесь регулятору можно пожелать только удачи в исполнении поставленных задач и всем критикам напомнить о том, что любая стратегия не может быть выполнена в вакууме. Кроме Нацбанка над её реализацией должны работать правительство и АРРФР.
Автор Андрей Чеботарев
Источник kapital.kz