Прогрессирующие темпы распространения дельта-штамма в мире показали, что перспективы мировой экономики не столь оптимистичны, какими казались месяц назад. Ситуация с пандемией и риторика ФРС США в условиях общемирового ускорения инфляции остаются основными двигателями мировых финансовых рынков.
Об этом говорится в тезисах заместителя председателя Национального банка Алии Молдабековой, касающихся ситуации на валютном рынке в июле 2021 года, в частности «дельта-риска» на финансовых рынках
О событиях, повлиявших на динамику мировых финансовых рынков в прошедшем месяце
В июле темпы распространения штамма дельта и опасения по поводу его влияния на темпы восстановления мировой экономики значительно усилились. На фоне рекордного роста регистрации новых случаев Covid-19 в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Малайзия), Австралии, Великобритании вводились новые карантинные ограничения. В результате экономические данные сигнализируют о первых признаках замедления темпов деловой активности в регионах Азии, которые стали эпицентром вспышек дельта-штамма: показатель PMI в производственной сфере снизился в прошедшем месяце в Индонезии (до 40,1 с 53,5 пункта), Таиланде (до 48,7 с 49,5), Филиппинах (до 50,4 с 50,8), Южной Корее (до 53 с 53,9).
Ухудшение эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой мутации вируса оказывало давление на риск-сентимент инвесторов, снижая их готовность к риску. В первую очередь это негативно отразилось на динамике активов развивающихся рынков: в июле мы наблюдали умеренное глобальное укрепление курса доллара США по отношению к валютам развивающихся стран. Индекс доллара США против валют ЕМ укрепился почти на 1%.
На фоне снижения интереса инвесторов к развивающимся рынкам акции ЕМ также оказались под давлением. Так, по итогам июля индекс акций развивающихся стран MSCI снизился на 7,04%, тогда как индекс акций развитых стран вырос на 1,72%.
Риторика ФРС США на текущий момент является вторым ключевым драйвером для финансовых рынков: комментарии председателя Джерома Пауэлла на последнем заседании 28 июля инвесторы восприняли как сигнал о нескором сворачивании программ поддержки и начале ужесточения.
О ситуации на рынке нефти в июле
Ситуация на нефтяном рынке, как и на мировом валютном рынке, в течение июля была неоднозначной и волатильной. Цены на нефть росли и падали на новостях о договоренностях стран ОПЕК+ и о динамике распространения дельта-штамма коронавируса. По итогу месяца нефть выросла на 1,6%, до $76,33 за баррель.
Запланированная встреча стран – участниц ОПЕК+ в начале июля из-за противоречий закончилась безрезультатно. Страны смогли прийти к согласию лишь к середине месяца. Члены альянса достигли соглашения 18 июля и приняли решение об увеличении объема добычи на 0,4 млн барр./сут. ежемесячно с августа 2021.
К концу месяца инвесторы сфокусировались на возможности значительного восстановления спроса на топливо из-за данных о снижении еженедельных запасов нефти в США, в результате цены подросли до уровней свыше $76 за баррель.
Усиление темпов распространения дельта-штамма Covid-19 оказало существенное негативное влияние на котировки нефти с начала августа текущего года: цены снизились на 8,4%, достигнув уровня $69,9 за баррель.
О динамике курса тенге в прошлом месяце
За июль курс тенге умеренно укрепился на 0,7%, до 424,45 тенге за доллар, на фоне роста нефтяных котировок и принятого Комитетом по денежно-кредитной политике решения повысить базовую ставку на 0,25%, до уровня 9,25% годовых, с процентным коридором +/–1,00 п.п. Повышение ставки является дополнительным фактором, способствующим поддержанию баланса на внутреннем валютном рынке и сохранению привлекательности тенговых активов для внешних инвесторов.
Несмотря на некоторое снижение объема торгов парой «тенге – доллар» на валютной бирже в июле до $3,09 млрд по сравнению с $3,16 млрд в июне, среднедневной объем торгов сохраняется на уровне значительно выше среднего с начала текущего года: $155 млн по сравнению с $129 млн в период с января по июнь. Это свидетельствует о сохранении достаточно высокого спроса на иностранную валюту.
Как я уже отмечала в предыдущих интервью, спрос на иностранную валюту обусловлен продолжающимся восстановлением экономической активности и ростом импорта, в первую очередь, потребительских товаров. Так, рост импорта товаров за первое полугодие текущего года составил 9,2% и достиг $17,5 млрд. Рост импорта потребительских товаров составил 27%, или $1,2 млрд, из них непродовольственных товаров – на 36,0%, или $1,1 млрд.
Кроме того, наблюдается сезонный фактор спроса со стороны физических лиц ввиду летних каникул и отпусков. Согласно последним доступным данным, покупка наличной иностранной валюты в обменных пунктах выросла с $368 млн в мае до $555 млн в июне.
Тем не менее дисбаланса на валютном рынке не наблюдалось. Национальный банк не осуществлял валютных интервенций. Объем конвертаций средств Национального фонда для осуществления трансфертов в бюджет составил $1,1 млрд, а продажи валюты со стороны квазигосударственного сектора – $479 млн.
Объем портфельных инвестиций иностранных инвесторов в ГЦБ Казахстана в июле вырос с 791 млрд до 822 млрд тенге, что свидетельствует о сохранении интереса нерезидентов к тенговым активам.
С начала августа на фоне распространения дельта-штамма и снижения цен на нефть тенге ослаб на 0,3%, до уровня 425,53 тенге за доллар.
О динамике золотовалютных резервов НБ РК в июле
По предварительным данным, золотовалютные резервы на 30 июля текущего года составили $35,0 млрд, незначительно снизившись за месяц на $76 млн.
Снижение резервов произошло за счет сокращения активов в свободно конвертируемой валюте. Основными причинами сокращения стали уменьшение средств БВУ в Национальном банке на $655 млн в связи с клиентскими оттоками и выплаты госдолга на $126 млн.
С другой стороны, рост портфеля золота позволил почти полностью нивелировать снижение активов в СКВ. На фоне сложной ситуации с борьбой с коронавирусом в мире и неопределенных перспектив развития мировой экономики цена золота в июле выросла на 4%, до $1 828 за унцию, а портфель золота в составе золотовалютных активов Национального банка вырос на $959 млн.
О факторах, повлиявших на объем валютных активов Национального фонда
По оперативным данным на конец июля, валютные активы Национального фонда составили $56,9 млрд, снизившись за месяц на $450 млн.
Снижение валютных активов Нацфонда за прошедший месяц во многом было связано с выделением гарантированного и целевого трансферта в республиканский бюджет на общую сумму порядка 477 млрд тенге.
При этом поступления в фонд за июль составили 40 млрд тенге, в том числе $65 млн – поступления в иностранной валюте.
В прошедшем месяце наблюдалась благоприятная конъюнктура мировых рынков. Так, на фоне роста облигаций, акций и цены на золото инвестиционный доход Национального фонда в июле составил $590 млн.
С начала года инвестиционный доход Национального фонда составил порядка $2 млрд, или 3,5%. Основным драйвером положительного инвестиционного дохода является рост рынка акций. Доля акций была увеличена Национальным банком в рамках стратегии по повышению эффективности управления Национальным фондом и увеличению доли более доходных классов активов. Наряду с акциями были увеличены доли корпоративных облигаций и еврооблигаций развивающихся рынков.
О прогнозах факторов, способных повлиять на национальную валюту в ближайшей перспективе, и влиянии штамма дельта на данные прогнозы
Распространение дельта-штамма коронавируса является основным фактором риска и может привести к переоценке ожиданий по темпам экономического роста. Уже сейчас мы наблюдаем коррекцию финансовых рынков на фоне «дельта-волны» коронавируса.
В первую очередь это касается развивающихся рынков. 27 июля текущего года МВФ уже пересмотрел прогноз мирового ВВП, сохранив его на уровне 6% в 2021 году. Но в рамках этого пересмотра прогноз по развивающимся странам был снижен на 0,4 п.п., до 6,3%, с повышением роста в развитых странах на 0,5 п.п., до 5,6%.
Как и прежде, тенге будет находиться под влиянием рынка углеводородов и общего сентимента по отношению к активам развивающихся стран.
Рынок нефти переживает турбулентность после практически 20%-ного роста котировок с апреля по июль текущего года. Несмотря на снижение коммерческих запасов нефти в США до уровня января 2020 года, распространение дельта-штамма будет препятствовать дальнейшему росту нефти.
Балансирующим фактором для внутреннего валютного рынка является положительный дифференциал ставок по тенге
относительно других валют. Недавнее решение Национального банка о повышении базовой ставки поддерживает привлекательность тенговых активов для международных инвесторов, приток которых с начала года составил 392 млрд тенге.
Кроме того, в результате проводимой совместной работы Национального банка и Министерства финансов по построению кривой доходности и повышению ликвидности рынка казахстанских ГЦБ команда по управлению индексами JP Morgan сообщила, что долговой рынок Казахстана был добавлен в так называемый «список под радаром» для потенциального включения наших ГЦБ в глобальный индекс облигаций развивающихся рынков. Мы продолжим работу по глобализации тенге и активов в национальной валюте.
Важным положительным событием для внутреннего валютного рынка является повышение 11 августа т.г. суверенного кредитного рейтинга Казахстана международным рейтинговым агентством Moody's с уровня «Ваа3» до «Ваa2» со стабильным прогнозом. Одним из факторов повышения рейтинга Moody's отмечает политику Национального Банка по инфляционному таргетированию и режиму плавающего обменного курса, которая оказывает поддержку макроэкономической и внешней устойчивости страны.
Источник forbes.kz