Знали ли вы, что в казахстанском законодательстве нет понятия «карточный счет», и слово «блокирование» относится только к платежным картам? Как быть, если вашу карту заблокировали? В каких случаях банк вправе это сделать, что необходимо предпринять? Fingramota.kz расскажет подробнее.
Сегодня трудно представить жизнь без платежных карточек. Многие отвыкают носить кэш в кошельках, повсеместно расплачиваясь за товар и услуги «пластиком» или смартфонами.
Как показывает статистика, граждане стали чаще оплачивать все безналом. По данным Нацбанка, объем безналичных платежей и переводов денег населения за последние 5 лет вырос в 22 раза, составив в 2020 году 35,3 трлн тенге (2016 год – 1,6 трлн тенге, 2020 год – 35,3 трлн тенге). Сегодня платежная карточка является основным средством расчета финансовых операций для казахстанцев.
Что такое блокирование карты?
Начнем с того, что понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек.
Под блокированием понимается запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки, в том числе на оплату товаров и снятие наличных денег.
Кстати, в законодательстве нашей страны нет отдельного понятия «карточный счет», и платежная карточка является инструментом, который дает доступ к обычному банковскому счету ее держателя.
Случаи, при которых эмитент, то есть банк, выпустивший карту, ее блокирует, зафиксированы в Правилах выпуска платежных карточек, а также требований к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан. В них четко говорится, что эмитент блокирует платежную карточку:
- при получении уведомления от держателя платежной карточки об утере, краже или несанкционированном использовании платежной карточки;
- при неисполнении держателем платежной карточки договора о выдаче платежной карточки;
- при несоблюдении внутреннего документа пользования платежной карточкой, предусмотренного договором между эмитентом и держателем платежной карточки.
Следует помнить, что условия блокирования платежной карточки, в частности, порядок, способы и случаи направления уведомлений банком клиенту оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому внимательно читайте договор перед его подписанием!
Источник fingramota.kz