Наступает более быстрый и плавный способ перевода нескольких цифровых валют. Кредиторам, получающим прибыль от непрозрачных конверсий и высоких комиссий, следует беспокоиться.
Последнее модное слово в мире цифровых денег - «Модель 3», прозвище информационных магистралей, по которым средства будут перемещаться из одной страны в другую. Банкам следует волноваться. Их трансграничные переводы слишком медленны и слишком дороги для розничных клиентов. Конкурируя с лучшей дорогой, кредиторы могут потерять трафик и 60 миллиардов долларов комиссионных.
Денежно-кредитные органы Австралии, Сингапура, Малайзии и Южной Африки объединились с Банком международных расчетов в рамках проекта Dunbar, который изучит возможность создания скоростной автомагистрали Model 3, которая может обрабатывать платежи в нескольких цифровых валютах.
Это пирог в небе? Цифровые валюты приходят, но их еще нет. Среди крупных экономик планы Китая по введению электронного юаня являются наиболее продвинутыми. Другие нации в основном все еще сидят за дизайнерским столом или работают пилотами. Электронные долговые расписки, которые широкая публика может получать через смартфоны и другие устройства и тратить как наличные - без необходимости иметь банковский счет - могут повысить финансовую доступность и предотвратить появление таких криптовалют, как биткойн. Но этим токенам будет не хватать полной анонимности физических денег.
Даже когда официальные лица взвешивают противоречивые требования конфиденциальности и эффективности , они также должны решить сейчас, как цифровые деньги их страны будут взаимодействовать с токенами других стран в будущем. BIS видит три варианта : совместимые стандарты или модель 1; взаимосвязанные сети Модели 2; и единая система Model 3, работающая с несколькими валютами - денежный коридор со своим собственным унифицированным сводом правил.
В настоящее время таких международных правил нет. Ваш соседский банк, вероятно, не работает в стране, куда вы пытаетесь отправить деньги. Он должен иметь свободные остатки на счетах в крупном учреждении, у которого также есть счет в центральном банке страны-получателя. Посредник должен соблюдать правила конкретной страны в отношении притока и оттока денег.
Эта неэффективная система корреспондентского банкинга станет излишней, если ваш банк просто возьмет 100 долларов с вашего счета, конвертирует их в токены вашей страны и криптографически переведет их через границу, где они появятся в виде цифровых денег на сумму 100 долларов в валюте этой страны. В фоновом режиме дебетуется счет банка-отправителя в его финансовом органе; кредитуется счет банка-получателя в другом центральном банке. Единый распределенный реестр, способный обрабатывать несколько валют, урегулирует претензии. Модель 3 имеет встроенные проверки на отмывание денег и специальный набор игроков, которые пытаются предложить услуги обмена иностранной валюты по лучшей цене.
Гонконг и Таиланд, а также Китай и Объединенные Арабские Эмираты изучают вариант перехода для своих цифровых валют. Как только будет создано несколько таких скоростных автомагистралей, прибыль банков от конвертации валюты по непрозрачным ценам и высоких комиссий с розничных переводов может исчезнуть.
По данным Всемирного банка, банки взимают в среднем 6,4% за перевод денежных средств на сумму 200 долларов США . Банки Нигерии, Южной Африки и Таиланда имеют одни из самых высоких комиссионных сборов в мире, пишет Moody's Investors Service, которое заявляет, что более широкое внедрение цифровых валют центральных банков может снизить эти сборы «и отрицательно повлияет на кредитоспособность банков».
Альтернатива модели 3 может представлять наибольший риск для обычного бизнеса денежных переводов. Но он также является наиболее амбициозным и может потребовать от стран-участниц совместного создания сетевого оператора. Обычно страны, которые хотят перейти на единую валюту, поддерживают такой высокий уровень интеграции. Это явно не цель здесь, и все же центральные банки выделяют интеллектуальные ресурсы на то, чтобы придумывать пути Модели 3.
Отдельно они рассматривают аналогичное нововведение для обычных электронных платежей, которые переводят обязательства коммерческих банков, а не долговые расписки центральных монетарных властей. В более чем 60 странах клиенты теперь привыкли отправлять небольшие суммы практически по нулевой стоимости со своих банковских счетов друг другу и продавцам, зная только номер телефона, адрес электронной почты или после сканирования QR-кода. То, что хорошо работает в домашних условиях, также может быть переведено на международный уровень с помощью единого свода правил, что является целью проекта Nexus BIS . Если этот план выйдет за рамки стадии разработки, денежные переводы и электронная коммерция могут стать намного дешевле, чем сейчас.
Будь то Project Dunbar или Nexus, надпись на стене. Трансграничные переводы вот-вот станут быстрым шагом, как с цифровыми валютами, так и без них. Когда дело доходит до защиты сборов, которые они собирают с традиционного трафика, банкам необходимо быть готовыми к тяжелой борьбе, которая впереди.
Автор Энди Мукерджи
Источник bloomberg.com