При увеличении курса тенге на 30 тенге бюджет бы дополучил примерно 468 млрд тенге, сообщает banker.kz со ссылкой на Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel.

Деньги, Валюта, Казахстан

Фото:pixabay.com

Недавно просмотрел данные по бюджету страны. Минфин регулярно публикует исполнение как республиканского, так и местных бюджетов. Много времени анализировать бюджет не было, но предварительный диагноз сделать можно даже на агрегированных данных.

Исполнение по доходам республиканского бюджета за два месяца составило всего 82%, что является крайне низким показателем. Я такого низкого исполнения не помню. При этом основное неисполнение показывают статьи КПН, НДС и ЭТП. Дефицит бюджета был покрыт за счет выпуска краткосрочных облигаций, которых выпустили аж на 1,4 трлн тенге при плане в 1 трлн тенге.

Уже вышли данные по движению денег в Национальном фонде, и там ситуация пугает еще больше. При достаточно высоких заимствованиях с рынка, с Нацфонда за три месяца взяли уже 1,450 трлн тенге при плане в 1 трлн тенге.

При высоких ставках привлечения государственный долг государству обходится все дороже и дороже.

При этом местные бюджеты страны имеют большое перевыполнение по доходам, где основное перевыполнение наблюдается от подоходного налога, куда входят ИПН, платы ИПшников, розничный налог и КПН малых и средних предприятий. Данные за два месяца уже говорят о том, что у страны есть проблемы с доходами, и как их решать, кроме как брать из Нацфонда, решения пока нет. Новую налоговую политику еще никто не видел: как будет выглядеть новый Налоговый кодекс, непонятно. Как я понял из открытых комментариев, акцент будет делаться на налоговое администрирование и вывод из тени бизнеса, с целью увеличения доходов. Увидел, что планируют ввести повышенную ставку для Банковского сектора и собственно больше нововведений пока не слышал.

Внедрение механизмов более качественного администрирования требует огромных инвестиций и времени, изменения логики проверок и внедрения системы анализа данных для камеральных проверок.

Введение повсеместного розничного налога сразу же выразилось в невыполнении доходов по КПН в республиканском бюджете и в перевыполнении в местных бюджетах. Розничный налог внедряли под давлением, под эгидой упрощения администрирования для МСБ и вывода из тени части бизнеса. Сложно оценить, сколько вышло бизнеса из тени, но точно можно сказать, что бизнес еще активнее стал делиться и пользоваться внедренными льготами. Мне кажется, внедрение розничного налога делали необдуманно, без комплексной налоговой политики.

Вторая, на мой взгляд, причина падения КПН - это сокращение глобально прибыли по стране в силу достаточно крепкой валюты. За последние два года валюта в реальности сильно укрепилась, если учитывать фактор инфляции. Например, накопленная инфляция за три года составляет примерно 43%, тогда как курс к доллару за три года примерно изменился всего на 4-5%, при том, что в США накопленная инфляция за три года составляет примерно 17,8%. Другими словами, аналогичные товары из США в Казахстане стали дешевле на 20%. В России накопленная инфляция за три года составляет 30%, тогда как рубль по отношению к тенге за три года даже ослаб на 15%, другими словами, аналогичные российские товары в Казахстане стали дешевле на 28%. Например, литр молока в России стоил в 2021 году 50 рублей или 290 тенге. Сейчас он будет стоить в России 65 рублей или 320 тенге, в то же время как в Казахстане, если, например, молоко стоило 290 тенге, то с учетом нашей инфляции будет стоить 414 тенге. Но из-за открытого рынка наши будут конкурировать с российским молоком по 320 тенге и, скорее всего, будут в сильных убытках. И так будет по многим отраслям.

Но вернемся к бюджету: из-за крепкого тенге бюджет страны недополучает огромные суммы. Любое обесценение тенге будет увеличивать номинальную прибыль в тенге у всех, но больше всего у экспортеров, так как при фиксированных тенговых расходах любое обесценение пойдет в увеличение прибыли, а значит - и в увеличение доходов по КПН. Например, у нас весь экспорт составляет примерно 78 млрд долларов США. При увеличении курса тенге на 30 тенге (например рост до 480, что у нас уже было) бюджет бы дополучил примерно 468 млрд тенге, это не учитывая рост прибыли внутри страны.

Но если верить официальным данным и НБ РК действительно не вмешивается в курсообразование и продает всю валюту на открытом рынке (что, кстати, не делали раньше, можно это посмотреть в данных отчетах Минфина, и я об этом писал), то на курс влияют продажи с Нацфонда, которые растут, потому что Минфин делает большой заказ на трансфер, потому что у него недоимка по налогам, которая образовалась из-за крепкого тенге, который образовался из-за высоких продаж из Нацфонда, который продает валюту по заявкам Минфина. Замкнутый круг, который ведет нас либо к девальвации, либо к колоссальному дефициту бюджета и стагнации, который потом приведет к девальвации. Поэтому нужно срочно решать вопрос с бюджетом страны, с налоговой и денежно-кредитной политикой страны, и если этим не заниматься сейчас, то мы получим снова август 2015 года.

Источник banker.kz