Произошедшее IPO «Казатомпрома» за несколько недель после его проведения сумело подарить казахстанскому фондовому рынку сразу несколько интересных сюжетов
Причем пока это влияние выглядит достаточно позитивным: двойной листинг акций компании превратился в тройной, после того как вторичные торги ее бумагами стали возможны не только в Лондоне и на бирже МФЦА — AIX, но и на KASE. Конкуренция листингов может дополнительно стимулировать казахстанские площадки к совершенствованию процедур и технологий. По крайней мере, на этот момент все происходящее перестает выглядеть реализацией политических установок с переламыванием через колено рыночной логики. В конце прошлой недели AIX была вынуждена реагировать на ситуацию с разрывом в ценах на акции у себя и на глобальные депозитарные расписки компании в Лондоне. Вначале рост на вторичном рынке в Астане был быстрее, но ситуация очень скоро сменилась примерно 4−5% разрывом в ценах в пользу LSE. Глобальные депозитарные расписки (ГДР) из Лондона оказалось невозможно быстро конвертировать в акции на AIX, что исключило возможность арбитража, который бы быстро привел вторичные рынки к ценовому паритету.
В поисках «необременительной конвертируемости»
По оценкам председателя правления AIX Тима Беннетта, AIX продемонстрировала хорошее начало с точки зрения восстановления ликвидности и интереса к казахстанским рынкам капитала. После листинга оборот по акциям «Kазатомпрома» составил 10,1%, превысив аналогичный показатель по ГДР на London Stock Exchange (LSE), который составил 9,45%.Вторичный рынок на AIX таким образом все же скорее жив. Глава AIX считает, что: «разницу между ценами на акции и ГДР „Казатомпрома“ необходимо рассматривать в контексте быстро растущей и волатильной цены акций (компания выросла почти на 11% с момента IPO и торговалась в диапазоне 5% на прошлой неделе), стоимости и времени, которое затрачивается на конвертацию ГДР и иностранной валюты, а также различных налоговых позиций для некоторых держателей ГДР». Биржа работает с депозитарным банком Citibank, его банковскими партнерами и маркетмейкерами, чтобы уменьшить эту разницу и обеспечить «необременительную конвертируемость ценных бумаг между AIX и LSE». Очевидно, что это вопрос «жизни и смерти» для МФЦА, поскольку не очень понятно, какой может быть инвесторская база на AIX, в случае если нет возможности отыгрывать какие-то значимые корпоративные новости или ожидания, связанные с выводимыми на IPO нацкомпаниями, быстрей, чем основной рынок. Вряд ли право в Астане будет более британским, чем в Лондоне. В примечаниях к комментариям г-на Бенннета от AIXупоминается, что ГДР и акции «Казатомпрома», включенные в список AIX, являются конвертируемыми между собой. Это же относится к ГДР, листингованным на LSE, как указано в проспекте «Казатомпрома». В соответствии с процедурами AIX приступает к конвертации совместно с банком-депозитарием Citibank после получения запроса. Намомент публикации комментариев AIX не получила ни одного формального запроса на конвертацию ни от одного держателя ГДР или акций. Что касается наиболее болезненного для площадки вопроса, связанного с разницей в цене, то «другие ценные бумаги, торгуемые на LSE и KASE, имеют более высокие различия, а в глобальном масштабе разница между базовой ценной бумагой и ГДР составляет от 2 до 13%». Разница в 5% выглядит, в любом случае, очень высокой.
«Институционалы» и «Казатомпром»
Заместитель председателя правления KASE Андрей Цалюк, говоря о листинге акций «Казатомпрома», отметил, что пока они соответствуют третьему классу ликвидности и торгуются на бирже с 15 до 17 часов времени Астаны. Однако достаточно много предпосылок к тому, что бумаги окажутся высоколиквидными и будут признаны соответствующими первому классу ликвидности раньше, чем через два месяца, которые обычно отводятся на эту процедуру. Листинг на KASE стал возможен, очевидно, благодаря появлению ГДР из Лондона, поскольку конвертация акций с AIX не предусмотрена. Появление этих бумаг было инициировано компаниейCAIFC, но накануне комментариев г-на Цалюка продажи осуществлялись другими брокерами. Получение акциями первого класса ликвидности никак не связывается с доступом к ним институциональных инвесторов. (Они за исключением ЕНПФ не смогли принять участие в IPO «Казатомпрома» наAIX из-за регуляторных ограничений и досадовали по этому поводу). Тем не менее интерес институциональных инвесторов — одна из самых важных особенностей происходящего листинга. Регулирование, и это по оценкам заместителя председателя правления никак не связано с конкуренцией с МФЦА, поскольку соответствующие нормы возникли задолго до новой попытки создания регионального финансового центра, предусматривает для институционалов инвестирование в ценные бумаги на KASE. Такое решение регулятора объективно, поскольку «связано со значительно меньшими рисками». После попадания в первый класс ликвидности расчеты за покупки происходят по схеме Т плюс 2, а не Т плюс 0. Кроме того, меняется уровень обеспечения со стороны участников сделки, в качестве которого могут выступать и все другие инвестиции в ценные бумаги и денежные средства. Такой уровень гарантий, который существует на KASE, крайне важен для банков и других институциональных инвесторов. Г-н Цалюк также отметил, что не видел какого-то явного закрытия инвестиционных позиций и потери части инвесторской базы накануне ноябрьского IPO. Речь все же идет о не столь уж масштабных по объемам инвестициях, а количество индивидуальных пенсионных счетов на бирже в ноябре довольно существенно выросло. Доля нерезидентов в сегментеакций на KASE составила 32,9%, и по оценкам спикера, этот рост в основном связан с приходом российских инвесторов.
Долгожданный индексный фонд
С сентября на Московской бирже торгуется рублевый ETF на индекс KASE, а 14 декабря состоялось долгожданное появление нового инструмента в виде тенгового ETF, причем, что очень важно, зарегистрированного и действующего в соответствии с ирландским законодательством. Очевидно, он может стать привлекательной возможностью для различных категорий инвесторов. Времена очень быстрого роста индекса прошли, однако в ноябре он вырос на 2%, главным образом за счет восстановления стоимости акций KazMinerals. Рост с начала года составляет 4%, что, конечно, несопоставимо с недавним прошлым, но в то же время лучше, чем у многих индексов ведущих биржевых площадок. При этом, оценивая, по просьбе журналистов, возможность попадания в представительский индекс «Казатомпрома», г-н Цалюк обратил внимание на существующие значительные технические сложности, поскольку котировки бумаг должны учитываться в расчетах по индексу буквально «с мониторов в режиме реального времени». Это зависит все же от AIX. С точки зренияKASE желание пойти навстречу со стороны астанинской биржи было бы абсолютно правильным шагом, поскольку речь идет «об общенациональном представительском индексе».
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от динамики бумаг «Казатомпрома». Ралли, которое иногда следует в течение нескольких недель после первичного размещения, вряд ли может быть постоянным, что может влиять на ситуацию с ликвидностью. В правительстве отмечают желание разместить еще один 10-процентный пакет акций компании в следующем году в дополнение к 15% размещенным ближе к нижней границе предлагаемого в ходе IPO диапазона в ноябре. При этом желание максимизировать стоимость дополнительного размещения, возможно, будет влиять на дивидендную стратегию компании и отношения с инвесторами.
Источник kapital.kz