Как позаботиться о своём железном коне в холодное время года.

Иллюстрация Deposiphotos.com

Иллюстрация Deposiphotos.com

Близится не только календарная зима, но и настоящая – со снегами и морозами. И у автолюбителей осталось не так много времени на то, чтобы привести в полную боевую готовность автомобиль. В зимние морозы машина испытывает серьёзные нагрузки, и если заблаговременно о ней не позаботиться, то это может обернуться в будущем дорогостоящими поломками. Своевременный и качественный сервис реально продлевает срок эксплуатации автомобиля. Итак, разбираемся, на что следует обратить внимание в первую очередь.
 

№1. Меняем шины на зимние

Самое первое, что нужно сделать, – это сменить летние покрышки на зимние. Даже если вы не выезжаете из города и ездите исключительно по очищенному от осадков асфальту, передвигаться зимой на летней резине опасно для жизни. Переобуться важно и для того, чтобы вас не оштрафовали.

Ведь с 2023 года на водителей, ездящих в зимнее время на летних шинах или на так называемых всесезонках, с 1 декабря налагается штраф в размере 5 МРП (18 460 тенге). При этом если нарушение зафиксируют повторно в течение года, то штраф удваивается.  

Зимнюю резину следует выбирать исходя из условий эксплуатации авто. В городах, где дороги регулярно чистятся, водители в большинстве случаев предпочитают "липучки" – фрикционные шины, которые способны без металлических вставок цепляться за подмороженную поверхность. Но на снежном бездорожье эксперты рекомендуют шипованную резину.

Перед шиномонтажом зимнюю резину б/у нужно внимательно осмотреть, нет ли на ней трещин, выпавших шипов, и оценить степень износа. Если хоть одна из шин имеет существенные повреждения или износилась, то придётся покупать новый комплект. Баллоны зимой лучше накачать чуть сильнее, чем летом, – примерно на 0,1–0,2 бара больше.

Если хотите экономить на "переобувке" авто, то можете купить зимние колёса сразу в сборе с дисками и менять их самостоятельно. Тогда не придётся два раза в год тратить время и деньги на разбортирование и балансировку.

№2. Замена масла в моторе

Масло перед зимним сезоном меняется для того, чтобы оно не загустело на морозе. Загустевшее масло хуже циркулирует, и детали двигателя сильнее трутся друг о друга и быстрее изнашиваются. Хуже того, двигатель с загустевшим маслом забирает намного больше энергии аккумулятора, который, соответственно, быстрее разряжается.

Желательно менять масло уже после 5–6 тысяч км пробега. Внимательно изучите в сети информацию, поговорите с продавцами-консультантами, какое именно масло подходит для двигателя авто.

Для умеренного климата специалисты рекомендуют 5W-30 или 5W-40, а для северных областей, где зимой бывает ниже минус 35, – 0W-40. Категория качества для бензиновых двигателей не должна быть ниже SJ, а для дизельных – CD.

№3. Диагностика двигателя и зарядка аккумулятора

Ключевые элементы для проверки работы мотора –  это свечи зажигания и электропроводка. Именно их плохое состояние является зимой частой причиной проблем с запуском двигателя и его возможной поломки.

Поэтому во время диагностики изношенные запчасти придётся заменить на новые. Незначительные проблемы с движком, на которые водители часто закрывают глаза летом, могут в холода вылезти боком в самый неподходящий момент.

Если машина постоянно ночует зимой на улице, то нужно следить и за состоянием аккумулятора, так как на холоде он гораздо быстрее разряжается. Аккумулятор лучше всего подзаряжать дома, если выходное напряжение упало ниже 12,5 В. Заряжаться он должен не менее 8–12 часов, оставаясь под постоянным надзором.

Чтобы судорожно не искать утром, от кого бы "прикурить", и не встать на проезжей части, следует заранее измерять уровень электролита в аккумуляторе. Жидкость должна быть абсолютно прозрачной. Если уровень низкий, то необходимо добавить дистиллированной воды.

Наличие осадка говорит о том, что пластины начинают осыпаться и в любой момент может произойти замыкание. Плотность электролита зимой должна быть в пределах 1,27–1,28 г/см3 ±0,01 г/см3, в более холодных северных регионах – 1,29–1,30 г/см3. Если повысить эту норму не получается, придётся купить новый аккумулятор.

Кроме того, настоятельно рекомендуется осмотреть провода, очистить клеммы от окисления и подтянуть контакты, чтобы исключить короткое замыкание и продлить срок эксплуатации аккумулятора.

№4. Замена охлаждающей жидкости и проверка системы отопления

Охлаждающую жидкость (антифриз либо тосол) нужно менять тем, кто ещё летом замечал, что она падает ниже минимального уровня, и её приходилось подливать.

Если вы разбавляли её с водой в тёплое время года, то жидкость зимой обязательно замёрзнет, что может оказаться смертельным для двигателя. Замена охлаждающей жидкости так или иначе должна происходить каждые 50 тысяч км пробега.

Кроме того, важно убедиться в целостности системы отопления автомобиля, в частности визуально осмотреть радиатор, все патрубки и шланги, места их соединения на предмет подтеканий. Радиатор, например, может забиться солевыми отложениями, что будет препятствовать циркуляции охлаждающей жидкости.

№5. Заменить тормозную жидкость и проверить колодки

Тормозную жидкость нужно обязательно менять раз в два года, а также следует ежегодно осматривать тормозные колодки. Это необходимо делать, даже если ваш автомобиль тормозит без проблем.

По техническим стандартам каждое колесо должно тормозить с одинаковым усилием, иначе на ледяном покрытии машину легко занесёт и тем самым спровоцирует аварию.

Изношенные колодки нужно обязательно и срочно менять. Обращайте внимание на состояние пыльников тормозных цилиндров, нет ли на них следов подтекания тормозной жидкости. Если такие следы всё же обнаружены, то, вероятнее всего, изношены манжеты. И в морозы течь жидкость будет ещё больше.

№6. Щётки стеклоочистителя и "незамерзайка"      

Износившиеся щётки дворников не только не очищают снег и лёд с лобового стекла, но и раздражающе скребут по стеклу, оставляя царапины.

Лучше купить специальные зимние щётки, которые существенно мягче и не твердеют на морозе. Когда пойдёт густой и мокрый снег и на дороге не будет видно ни зги, предусмотрительный водитель скажет себе спасибо.

Обязательно нужно поменять обычную воду в бачке стеклоочистителя на незамерзающую жидкость. Убедитесь, что распылители не забились и правильно отрегулированы.

№7. Смазать замки дверей

Если на автомобиле механические замки, то в зимние морозы можно попасть впросак. Утром при открывании машины выяснится, что замок намертво замёрз.

Это означает, что накануне внутри замка скопилась вода, а ночью хорошо подморозило. Часто в таких случаях водители нервно размораживают замёрзший замок зажигалкой, обжигая пальцы.

Этого можно избежать, если заранее при плюсовой температуре залить внутрь замочной скважины силиконовую смазку и несколько раз провернуть ключ в замке, чтобы жидкость растеклась по сердцевине. Делать такую процедуру рекомендуется после каждой зимней мойки автомобиля.

№8. Держать в багажнике нужные вещи

Зимой никто не застрахован от экстренных случаев, связанных с дорогой, и чтобы быть готовым ко всему, заранее позаботьтесь, чтобы в багажнике были:

  • внешние пусковые провода для "прикуривания" от другого автомобиля;
  • буксировочный трос, если придётся вытаскивать машину из сугробов;
  • домкрат на случай срочной замены колеса;
  • щётка для снега и резиновый скребок для льда;
  • лопата, чтобы откопать колёса, если машина забуксует в снегу;
  • перчатки, топорик, молоток и фонарь.

Автор Санат Урналиев

Источник informburo.kz