Почти половина случаев мошенничества в Казахстане совершается онлайн. Об этом LS сообщили в Генеральной прокуратуре. По информации госоргана, всего в этом году зарегистрировано 34,9 тыс. случаев данного вида преступлений. Из них более 16,1 тыс. – это интернет-мошенничество, ущерб по которому превысил 7 млрд тенге, сообщает prodengi.kz.

Концептуальное фото, маска на ноутбуке как символ хакерской атаки — стоковое фото

Фото: depositphotos.com

Наиболее распространено оформление онлайн-кредитов – 6,8 тыс. случаев. Доверчивые казахстанцы, находясь под воздействием злоумышленников, сами оформили займы в интернете или поспособствовали их получению, скачивая различные программы удаленного доступа.

4,1 тыс. случаев связаны с покупками в маркетплейсах, еще 4 тыс. – с предоставлением онлайн-услуг.

Вместе с тем появился новый вид преступлений, когда злоумышленники организовывают доставку товара или цветов. После этого они звонят получателю и просят продиктовать SMS-код, по которому оформляют кредиты.

Для противодействия принят ряд мер.

В том числе были внесены поправки в некоторые законодательные акты по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков и совершенствования регулирования финрынка, а также исполнительного производства.

Если банки обнаружат неправомерный доступ к информации, которая относится к тайной, и ее изменение, они должны в течение двух рабочих дней принять меры для устранения причин и последствия таких действий. В течение одного рабочего дня нужно информировать клиента и Агентство по регулированию и развитию финрынка.

Также, если физлицо признано потерпевшим, в течение трех календарных дней приостанавливаются взыскание задолженности и претензионно-исковая работа, а также начисление вознаграждения и (или) неустойки по такому займу клиента.

В течение 10 рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу судебного акта, где установлен факт мошеннического оформления займа без участия клиента, БВУ должен принять решение по списанию задолженности. Также клиенту возвращают ранее удержанные (уплаченные) суммы.

Помимо этого, введен запрет на заключение договора банковского займа или микрокредита с физлицом в интернете без биометрической идентификации. На нормативном уровне установлены требования к данной процедуре, которые защищают от статичных изображений. Предусмотрены дополнительные требования о необходимости данной идентификации при онлайн-услуге по получению денег в долг.

С 1 сентября этого года банки и МФО обязаны списывать задолженность по кредиту, если его выдали при наличии добровольного отказа от них. Физлицам также нельзя занимать деньги без согласия супруга/супруги.

С 1 октября 2024 года данные организации должны передавать сведения по поступившим заявлениям на оформление кредита в уполномоченное бюро в режиме реального времени.

Кроме того, функционирует антифрод-центр для оперативного информационного обмена между банками, финорганизациями и правоохранительными органами по мошенническим операциям и лицам, вовлеченным в них. Данная система также консолидирует черные списки для блокировки транзакций с признаками незаконной деятельности и передает сведения в правоохранительные органы. За девять месяцев этого года заблокированная сумма составила 500 млн тенге.

Подразделениями CyberPol за последние два года ликвидировано 79 кибергрупп, промышлявших незаконно на территории Казахстана и стран СНГ.

Заблокировано более 60 млн мошеннических звонков, в том числе с подменных номеров. Проводится масштабная праворазъяснительная работа с населением.

Работа по противодействию мошенничествам, в том числе связанным с оформлением кредитов, продолжается.

Источник prodengi.kz