Организациям, не участвующим в проекте Ashyq, запретят работать в крупнейших городах Казахстана. Давайте разберёмся, как бизнесу зарегистрироваться в Ashyq.

Что такое Ashyq

Ashyq с казахского языка переводится как "Открыто". Это система, позволяющая бизнесу работать в условиях карантинных ограничений. Участники проекта получают специальный QR-код, который посетитель сканирует при входе, затем показывает администратору или охраннику, какой статус высветился в его приложении. Войти могут посетители с "зелёным" (вакцинирован или недавно получил отрицательный ПЦР-тест на Covid-19) или "синим" статусами (не зарегистрирован в базах данных как инфицированный коронавирусом или контактный). Обладателям "жёлтого" (контактный) или "красного" (болеющий, с положительным ПЦР-тестом) доступ запрещён.


Почему важно присоединиться к системе Ashyq

Накануне, 27 июля, стало известно, что в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау и Караганде с понедельника, 2 августа, будет приостановлена деятельность организаций, не присоединившихся к проекту Ashyq.

Работать без Ashyq разрешат лишь центральным госорганам, акиматам, правоохранительным органам, организациям здравоохранения, СМИ, продуктовым магазинам, аптекам и организациям жизнеобеспечения.

Всем остальным Ashyq необходим, если они хотят продолжить работу.

Кто должен получать QR-код: посетитель или субъект бизнеса

QR-код присваивается субъекту бизнеса. А посетитель сканирует его с помощью специального приложения. Если у человека нет смартфона или приложения, он должен предъявить удостоверение личности, тогда его статус можно будет проверить с помощью его ИИН.

Как получить акт соответствия санитарным нормам

Для регистрации в качестве участника системы Ashyq необходим акт соответствия санитарным нормам. Проще всего его получить субъектам бизнеса, чья деятельность не связана с массовым скоплением людей. А если связана, процедура будет сложнее – нужно будет пройти проверку санитарно-эпидемиологической службы.

Если ваш бизнес не связан с большим скоплением людей, то вы можете присоединиться к Ashyq в уведомительном порядке. Для этого, как информирует палата "Атамекен", нужно:

1. Зайти на сайт Infokazakhstan.kz, зарегистрировать организацию через ЭЦП.

2. Скачать постановление главного санитарного врача, ознакомиться с санитарными требованиями, предъявляемыми к вашему объекту, и заверить ознакомление электронной цифровой подписью.

3. В разделе "Мои заявки" выбрать опцию "Акт соответствия санитарным нормам".

4. Получить в личном кабинете и на электронную почту акт о готовности и начать работать.


Если бизнес связан с большим скоплением людей (например, объект общественного питания), с тактильным контактом и детьми, то для получения разрешения нужно пройти проверку соответствия санитарным требованиям.

1. Зайти на сайт Infokazakhstan.kz, зарегистрировать организацию через ЭЦП.

2. Скачать постановление главного санитарного врача, ознакомиться с санитарными требованиями к вашему виду деятельности. Нужно ознакомиться с требованиями внимательно и подтвердить ознакомление с помощью ЭЦП.

3. Подготовить помещение согласно санитарным требованиям.

4. Если всё в порядке, получить в личном кабинете сайта и на электронную почту акт соответствия санитарным нормам – разрешение на возобновление деятельности и начать работать.

При этом объекты общественного питания должны иметь уведомление или разрешение на работу от управления санитарно-эпидемиологического контроля.

Если у вас нет уведомления:

1. Войдите на сайт elicenze.kz и войдите/зарегистрируйтесь при помощи ЭЦП своей компании.


2. В разделе "Здравоохранение" выберите уведомительный порядок → уведомление о начале деятельности объекта незначительной эпидемиологической опасности и выберите "Заказать услугу онлайн".

3. Заполните данные компании, сохраните номер уведомления и число.Информация необходима для заявки участника проекта Ashyq.

4. Подпишите уведомление при помощи ЭЦП.

Если у вас есть уведомление или разрешение и необходимо узнать его номер:

1. Войдите на сайт elicenze.kz и войдите/зарегистрируйтесь при помощи ЭЦП своей компании.

2. В разделе "Мои уведомления" должен отобразиться список направленных уведомлений об открытии или полученных разрешений.

Как получить QR-код

После получения акта соответствия санитарным нормам можно непосредственно переходить к получению QR-кода, с помощью которого клиенты будут фиксировать посещение вашей организации. Пошаговый план выглядит так:

1. На сайте InfoKazakhstan.kz во вкладке "Мои заявки" выберите "Ashyq QR", введите данные и войдите в личный кабинет.

2. Сформируйте заявку.

3. Ваша заявка попадёт в региональное представительство "Атамекена" и пройдёт проверку на соответствие условиям проекта.

4. После одобрения платформа Infokazahstan.kz сгенерирует QR-код.

5. Получите код, пройдите обучение и начните работу в тестовом режиме в течение 1 недели.

Если вы успешно используете приложение, акимат внесёт заведение в список на сайте.


При этом кинотеатры и объекты общественного питания заявку подают не через InfoKazakhstan.kz, а через отраслевые ассоциации. Если состоите в таком объединении, обратитесь, в палату предпринимателей "Атамекен".

Кто проверяет участников проекта

То, как вы соблюдаете санитарно-эпидемиологические требования и проверяете статусы посетителей, может в любой момент проконтролировать мониторинговая группа. При выявлении нарушений они могут приостановить участие вашего бизнеса в системе Ashyq. После первого нарушения участие в проекте приостанавливается на две недели, при повторном – на два месяца.

Также участие в Ashyq могут приостановить и без проверки мониторинговой группы, если вы не регистрируете посетителей в течение трёх дней.

Если вы не согласны с претензиями мониторинговых групп, можно обратиться в сall-центр Генеральной прокуратуры по номеру 115.

Автор Амина Джалилова

Источник informburo.kz