Организациям, не участвующим в проекте Ashyq, запретят работать в крупнейших городах Казахстана. Давайте разберёмся, как бизнесу зарегистрироваться в Ashyq.
Что такое Ashyq
Ashyq с казахского языка переводится как "Открыто". Это система, позволяющая бизнесу работать в условиях карантинных ограничений. Участники проекта получают специальный QR-код, который посетитель сканирует при входе, затем показывает администратору или охраннику, какой статус высветился в его приложении. Войти могут посетители с "зелёным" (вакцинирован или недавно получил отрицательный ПЦР-тест на Covid-19) или "синим" статусами (не зарегистрирован в базах данных как инфицированный коронавирусом или контактный). Обладателям "жёлтого" (контактный) или "красного" (болеющий, с положительным ПЦР-тестом) доступ запрещён.
Почему важно присоединиться к системе Ashyq
Накануне, 27 июля, стало известно, что в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырау и Караганде с понедельника, 2 августа, будет приостановлена деятельность организаций, не присоединившихся к проекту Ashyq.
Работать без Ashyq разрешат лишь центральным госорганам, акиматам, правоохранительным органам, организациям здравоохранения, СМИ, продуктовым магазинам, аптекам и организациям жизнеобеспечения.
Всем остальным Ashyq необходим, если они хотят продолжить работу.
Кто должен получать QR-код: посетитель или субъект бизнеса
QR-код присваивается субъекту бизнеса. А посетитель сканирует его с помощью специального приложения. Если у человека нет смартфона или приложения, он должен предъявить удостоверение личности, тогда его статус можно будет проверить с помощью его ИИН.
Как получить акт соответствия санитарным нормам
Для регистрации в качестве участника системы Ashyq необходим акт соответствия санитарным нормам. Проще всего его получить субъектам бизнеса, чья деятельность не связана с массовым скоплением людей. А если связана, процедура будет сложнее – нужно будет пройти проверку санитарно-эпидемиологической службы.
Если ваш бизнес не связан с большим скоплением людей, то вы можете присоединиться к Ashyq в уведомительном порядке. Для этого, как информирует палата "Атамекен", нужно:
1. Зайти на сайт Infokazakhstan.kz, зарегистрировать организацию через ЭЦП.
2. Скачать постановление главного санитарного врача, ознакомиться с санитарными требованиями, предъявляемыми к вашему объекту, и заверить ознакомление электронной цифровой подписью.
3. В разделе "Мои заявки" выбрать опцию "Акт соответствия санитарным нормам".
4. Получить в личном кабинете и на электронную почту акт о готовности и начать работать.
Если бизнес связан с большим скоплением людей (например, объект общественного питания), с тактильным контактом и детьми, то для получения разрешения нужно пройти проверку соответствия санитарным требованиям.
1. Зайти на сайт Infokazakhstan.kz, зарегистрировать организацию через ЭЦП.
2. Скачать постановление главного санитарного врача, ознакомиться с санитарными требованиями к вашему виду деятельности. Нужно ознакомиться с требованиями внимательно и подтвердить ознакомление с помощью ЭЦП.
3. Подготовить помещение согласно санитарным требованиям.
4. Если всё в порядке, получить в личном кабинете сайта и на электронную почту акт соответствия санитарным нормам – разрешение на возобновление деятельности и начать работать.
При этом объекты общественного питания должны иметь уведомление или разрешение на работу от управления санитарно-эпидемиологического контроля.
Если у вас нет уведомления:
1. Войдите на сайт elicenze.kz и войдите/зарегистрируйтесь при помощи ЭЦП своей компании.
2. В разделе "Здравоохранение" выберите уведомительный порядок → уведомление о начале деятельности объекта незначительной эпидемиологической опасности и выберите "Заказать услугу онлайн".
3. Заполните данные компании, сохраните номер уведомления и число.Информация необходима для заявки участника проекта Ashyq.
4. Подпишите уведомление при помощи ЭЦП.
Если у вас есть уведомление или разрешение и необходимо узнать его номер:
1. Войдите на сайт elicenze.kz и войдите/зарегистрируйтесь при помощи ЭЦП своей компании.
2. В разделе "Мои уведомления" должен отобразиться список направленных уведомлений об открытии или полученных разрешений.
Как получить QR-код
После получения акта соответствия санитарным нормам можно непосредственно переходить к получению QR-кода, с помощью которого клиенты будут фиксировать посещение вашей организации. Пошаговый план выглядит так:
1. На сайте InfoKazakhstan.kz во вкладке "Мои заявки" выберите "Ashyq QR", введите данные и войдите в личный кабинет.
2. Сформируйте заявку.
3. Ваша заявка попадёт в региональное представительство "Атамекена" и пройдёт проверку на соответствие условиям проекта.
4. После одобрения платформа Infokazahstan.kz сгенерирует QR-код.
5. Получите код, пройдите обучение и начните работу в тестовом режиме в течение 1 недели.
Если вы успешно используете приложение, акимат внесёт заведение в список на сайте.
При этом кинотеатры и объекты общественного питания заявку подают не через InfoKazakhstan.kz, а через отраслевые ассоциации. Если состоите в таком объединении, обратитесь, в палату предпринимателей "Атамекен".
Кто проверяет участников проекта
То, как вы соблюдаете санитарно-эпидемиологические требования и проверяете статусы посетителей, может в любой момент проконтролировать мониторинговая группа. При выявлении нарушений они могут приостановить участие вашего бизнеса в системе Ashyq. После первого нарушения участие в проекте приостанавливается на две недели, при повторном – на два месяца.
Также участие в Ashyq могут приостановить и без проверки мониторинговой группы, если вы не регистрируете посетителей в течение трёх дней.
Если вы не согласны с претензиями мониторинговых групп, можно обратиться в сall-центр Генеральной прокуратуры по номеру 115.
Автор Амина Джалилова
Источник informburo.kz