Есть тренды, которые не умещаются в рамки всего одного года: их рост начался раньше и едва ли завершится в ближайшие 12 месяцев. Их можно назвать мегатрендами, которые будут двигать огромные сферы деятельности человека и менять облик целых отраслей промышленности и бизнеса. Inc. представляет главные технологические мегатренды — технологий и областей, которые в ближайшие несколько лет изменят весь известный нам мир , сообщает prodengi.kz .

Названы 22 технологии будущего, которые изменят нашу жизнь — Ferra.ru

AI: прикладной искусственный интеллект

Искусственный интеллект (AI) выглядит главным мегатрендом на ближайшие годы. Так же, как электронные устройства, интернет или мобильная связь не могут работать без электричества, так и абсолютное большинство передовых областей не смогут развиться без технологий AI: алгоритмов машинного обучения, нейросетей, компьютерного зрения, интеллектуальной робототехники, обработки естественного языка, интеллектуального анализа текстов и данных,и так далее.

Большинство экспертов сомневаются, что в ближайшем будущем люди смогут создать «настоящий», универсальный искусственный интеллект (artificial general intellect, AGI), по своим возможностям сопоставимый с человеческим или даже превосходящий его. Пока AI рассматривается как помощник человека, его инструмент, и в течение нескольких лет такие инструменты появятся буквально для каждой профессии или отрасли.

Генеративные нейросети способны создавать изображения (Stable Diffusion, DALL-E, Midjourney), текст или компьютерный код (ChatGPT и Microsoft GitHub Copilot) достаточно высокого уровня, которыми уже сейчас можно пользоваться в повседневной работе. Нейросети позволяют людям сильно сократить или полностью устранить объем выполняемых монотонных и скучных операций, требующих при этом сосредоточения и аккуратности и отнимающих очень много времени.

Нейросети постоянно развиваются, обучаясь на все большем объеме данных, и будут не только выполнять за людей черновую работу, но и давать подсказки, предлагать контекстно зависимые варианты, искать ошибки в результатах человеческой работы.

Например, для юристов AI может не только готовить типовые контракты и ходатайства, но и давать рекомендации на основе изучения прецедентов и судебной практики, а также следить за изменениями в законодательстве, предупреждать юристов о потенциальных рисках, конфликтах и ошибках в их работе. Логистам он поможет не только рассчитывать оптимальные схемы маршрутов и поставок, но и мгновенно корректировать их с учетом новых природных, финансовых или геополитических вводных. Нейросети уже могут генерировать компьютерный код и предлагать программистам варианты продолжения их кода, а также тестировать код, написанный людьми.

В теории нейросети могут вообще избавить людей от необходимости писать код, оставив за ними ввод данных, постановку задач и общий контроль.

Правда, пока это теоретическая возможность: нельзя доверять подбор и анализ важных данных нейросетям, которые пока не могут отличить достоверную информацию от ложной, но умеют искусно смешивать одно с другим. Вскоре после появления ChatGPT он был запрещен на главном программистском форуме Stack Overflow: объем созданных с его помощью правдоподобных, но неверных ответов был настолько велик, что модераторы не могли справиться с их удалением.

Кроме того, современные законы не позволяют возлагать на AI ответственность за предлагаемые им решения и советы, поэтому людей нельзя полностью исключать из процесса, даже если это станет возможно технологически. Может быть, ответственность на себя будут брать компании, которые займутся разработкой решений и сервисов в этой области: эксперты предсказывают появление и бурное развитие класса таких компаний.

Метавселенные: корпоративные миры против единого интернета

Любые определения, что такое метавселенная (metaverse), всегда расплывчаты, многословны и представляют собой скорее перечисление характеристик и признаков, которыми она должна обладать. Чаще всего под ней понимают некое единое виртуальное трехмерное и постоянно существующее пространство, в котором люди могут перемещаться и взаимодействовать друг с другом с такой же или даже большей легкостью, что и в физическом мире.

Конечно, это определение хромает: с мелкими оговорками под него подходит любая современная многопользовательская компьютерная игра вроде Minecraft или World of Warcraft. Оговорка, что метавселенная должна быть трехмерной, помогает мало: в эти и другие игры тоже можно играть с помощью гарнитур виртуальной реальности или очков дополненной реальности. А в некоторые действующие прототипы метаверсов — например в Decentraland и тот же Minecraft — можно входить через браузеры или смартфоны. И уже сейчас можно гулять по оцифрованному поисковыми системами миру, рассматривать здания в 3D, заходить в магазины, рестораны и тут же — на их сайты, делая заказы и совершая покупки.

Возможно, правильнее будет говорить, что под «метавселенной» сейчас понимают то, что в 1990-х годах называли «киберпространством»: сущность, которая вмещает в себя буквально весь цифровой мир, представляющий собой виртуальное отражение, но не точную копию физического мира.

Но даже в это определение не укладывается еще одна концепция, согласно которой метавселенная будет не отдельным виртуальным миром (или сетью миров), а единым пространством, соединяющим физический и цифровой миры, границу и даже разницу между которыми мы со временем перестанем ощущать благодаря иммерсивным интерфейсам и технологиям смешанной реальности (о них мы поговорим отдельно).

Концепцию «метавселенной» и сам термин первым предложил Нил Стивенсон еще в 1992 году, в своей знаменитой «Лавине» (Snow Crash), но поворотным событием в этой области стоит считать 2021 год, когда Facebook* решил переименовать себя в Meta.

Web3: власть народу!

Web3 — следующая итерация всемирной сети, новый этап ее развития, незавершенный проект, о котором с уверенностью можно сказать лишь то, что никто не знает, как именно он будет выглядеть по завершении. Понятно лишь, что третья итерация не будет похожей на первую, начальную (с 1990 по 2004/05 гг.) и вторую, социальную (с 2004/05 по настоящее время). Еще можно сформулировать главную идеологическую цель: она звучит как «Власть народу!»

Главным отличием новой итерации всемирной сети от предыдущих должна стать ее децентрализация: Web3 будет работать на платформах, которые не контролируются ни одной отдельно взятой организацией или корпорацией, и которым люди будут доверять. В свою очередь, доверие основано на том, что каждый пользователь и каждый оператор децентрализованных сетей обязан следовать одному набору понятных и жестко запрограммированных правил, известных как «протоколы консенсуса».

Доверие, подкрепленное идентификаторами каждого пользователя (своего рода электронными паспортами) и привязанной к ним репутацией пользователя, должно позволить любому человеку вступать в экономические отношения с любым человеком или компанией напрямую, без контроля государств, регуляторов или корпораций. И это слишком революционная идея, чтобы ее было легко воплотить: у Web3 есть проблемы с государствами, регуляторами, корпорациями, а также с доверием.

Корпорации и регулирующие их деятельность государства контролируют всемирную сеть с момента, когда она стала массовой. Итерации веба можно различать по модели создания и потребления контента. Во времена Web1 его основную часть создавали корпорации и отдельные энтузиасты, а большинство пользователей были пассивными потребителями. Web2 начался с появлением социальных сетей: люди сами создают большую часть контента, но зарабатывают на нем, как и во времена Web1, в основном корпорации. Они к тому же научились собирать и монетизировать огромные объемы персональных данных пользователей.

XR: расширенная реальность, иммерсивные интерфейсы

Один из главных элементов будущих метавселенных — иммерсивные технологии, создающие эффект присутствия, погружения. Для обозначения совокупности всех подобных технологий придуман термин «расширенная» реальность (XR), которая включает в себя виртуальную (VR), дополненную (AR) и смешанную (MR) реальности.

Расширенная реальность призвана создавать «цифровое представление» физического мира в виртуальной реальности, объединять эти миры, делать переход между ними максимально комфортным, обеспечивать работу мобильных устройств и интерфейсов. Технологии XR уже сейчас используются не только в индустрии развлечений, но и в промышленности, науке, учебе, и их использование будет расти взрывными темпами.

С помощью технологий расширенной реальности можно создавать «цифровых двойников» или «цифровые отражения»: подробные и детальные виртуальные копии физических объектов, продуктов, процессов или даже человеческих сообществ. Так, можно создать цифровое отражение автомобиля, гаджета, города, вируса, лекарства для его излечения, затем добавить в модель множество параметров и сложных вводных, а затем провести их анализ, исследование, испытание в виртуальном мире. Даже частичная замена натурных испытаний тестами цифровых отражений позволит сэкономить значительное количество времени и денег, при этом можно проводить всё новые тесты, меняя различные параметры и вводные.

Кроме того, использование цифровых отражений позволит обучать людей самых разных профессий, от спасателей и врачей до пилотов и нефтяников.

Технологии расширенной реальности также сделают процесс обучения более увлекательным: физике студентов может учить Альберт Эйнштейн, а живописи — Винсент ван Гог.

Особенно если им можно будет задавать вопросы и получать ответы, которые будет давать AI, который собрал и «осмыслил» все, что мы знаем об этих великих людях.

Мы уже можем взаимодействовать с электронными устройствами с помощью текста и голоса, следующий шаг — иммерсивные интерфейсы. Их разработка ведется давно, но интерес крупнейших корпораций к метавселенным придал ей новый и очень сильный импульс. Но главная задача иммерсивных интерфейсов состоит даже не в том, чтобы обеспечить функционирование виртуальных вселенных: они должны гуманизировать взаимодействия человека с электронными устройствами и цифровой средой.

В ближайшем будущем мы будем общаться с телефонами, компьютерами, машинами и метавселенными так же, как мы общаемся с людьми: используя не только слова или буквы, но и взгляды, прикосновения, жесты, мимику или эмоции. И даже больше — с помощью мыслей. Делать это нам позволят иммерсивные интерфейсы.

Представляя себе взаимодействие человека с виртуальным миром, мы до сих пор вспоминаем сцены из старых фантастических фильмов вроде «Джонни мнемоника» или «Особого мнения»: используя шлем виртуальной реальности и тактильные перчатки, герой передвигает в цифровом пространстве какие-то блоки. Вероятнее всего, все будет выглядеть не совсем так.

Уже сейчас тактильные перчатки могут заменить небольшие мягкие датчики в виде наклеек на тело или даже татуировок. Они способны отслеживать положение человека и окружающих его объектов в физической реальности и передавать их в виртуальный мир и наоборот — считывать все взаимодействия аватара человека в цифровом мире.

Может быть, VR-шлемы или AR-очки так и не станут окончательно удобными, потому что мы будем видеть виртуальные миры в виде голограмм или объемного видео и для них нам тоже понадобятся иммерсивные интерфейсы.

Уже сейчас искусственный интеллект способен считывать и интерпретировать эмоции человека, передающиеся через его мимику, язык тела, анализируя тон голоса человека или используемые им выражения. Эти умения AI неизбежно будут использоваться в интерфейсах будущего: если человек способен распознать радость или отвращение на лице другого человека, то смогут и алгоритмы компьютерного зрения (возможно, даже с большей точностью).

Автономные системы, автоматизация доверия

Одним из главных технологических трендов последнего десятилетия были беспилотные аппараты: летательные, надводные и подводные дроны, беспилотные автомобили, локомотивы, трактора, комбайны и другая техника. Конечно, развитие беспилотников будет продолжаться — все более быстрыми темпами. Военные с их помощью хотят выигрывать войны, силовые органы — следить за безопасностью, беспилотные машины уже собирают урожаи, перевозят грузы по земле и по морю, доставляют товары людям и занимаются множеством других вещей.

Но теперь беспилотники стали составной частью другого мегатренда под названием «автономные системы», который напрямую связан со многими другими главными трендами: искусственным интеллектом, интернетом вещей, метавселенными и Web3.

Автономные системы — это переход от точечных решений в области автоматизации к созданию комплексных, сквозных автоматизированных систем, соединяющих в себе автоматизированные линии, роботов, беспилотные аппараты, технологии интернета и искусственного интеллекта. Задача автономных систем — свести к минимуму участие человека в самых разных процессах, для чего они должны не только быть способны следить за процессами и работой аппаратов, но и уметь прогнозировать, планировать, обучаться в процессе работы и самостоятельно принимать решения.

Один из примеров автономных систем — «темные фабрики», или «фабрики с приглушенным светом» (lights-out factories): полностью или в решающей степени автоматизированные производства, которые не нуждаются в «живых» работниках. В мире уже есть работающие прототипы таких фабрик, на которых всеми процессами управляет совокупность программного обеспечения, «интернета вещей», облачных технологий и серверов. «Живые» работники занимаются техническим обслуживанием оборудования, загружают сырье и забирают готовую продукцию — технически большую часть или все эти операции со временем тоже могут взять на себя роботы.

Amazon и другие крупные интернет-магазины разрабатывают и внедряют на своих складах роботов, использующих искусственный интеллект и компьютерное зрение. Они умеют находить нужные товары, распознавая их по упаковке, сканировать штрих-коды и сверять их с базой. Пока они лишь помогают складским работникам, но со временем весь интернет-магазин может стать автономной системой, способной выполнить все эти работы, от получения заказа на товар до его доставки, без участия человека.

IoT: интернет вещей, гиперподключенный мир

Стремительное развитие IoT в последние годы несколько замедлили дефицит чипов и пандемия COVID, нарушившая цепочки поставок, но эти проблемы будут преодолены и к 2025 году интернет вещей будет состоять из 27 млрд устройств, прогнозирует IoT Analytics. Дальнейшее внедрение оптоволоконных сетей, технологий 4G/5G и Wi Fi 6, а также развитие спутникового интернета (Srarlink, HughesNet, Viasat и другие проекты) позволят увеличить скорость передачи данных и покрытие Земли интернетом. Так, компания Deloitte считает, что уже в 2023 году количество мобильных операторов, инвестирующих в развитие сетей, как минимум удвоится по сравнению с 2022 годом.

Кроме того, к концу текущего года на низкой околоземной орбите будут находиться уже более 5 тыс. коммерческих спутников, обеспечивающих высокоскоростной доступ в интернет, в том числе в самых удаленных частях планеты. К 2030 году количество таких спутников может увеличиться до 40–50 тыс., прогнозирует Deloitte, замечая, что это, скорее, позитивный сценарий, реализация которого зависит от целого ряда факторов, включающих в себя растущие риски столкновений спутников на орбите.

Но в обозримом будущем на земном шаре — по крайней мере в его обитаемой части — останется гораздо меньше «мертвых зон», на территории которых нет сотовой связи или интернета. «Гиперподключенный» (hyperconnected) мир позволит соединять все больше устройств между собой, объединять их в сети и управлять ими удаленно, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта. Подобные сети могут использоваться в сельском хозяйстве, добывающей промышленности, на транспорте и во многих других отраслях, которые уже сейчас испытывают различные беспилотные машины, управляемые из удаленного диспетчерского центра, и мониторят объекты и территории с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Возможно, гиперподключенный мир сделает возможным распространение транспорта нового типа — сверхлегких дронов, получающих необходимую энергию из сетей Wi-Fi и сотовой связи и не нуждающихся в дополнительных аккумуляторах и батарейках.

Покрытие земного шара устойчивой связью позволит в режиме реального времени отслеживать местоположение не только самолетов, кораблей, автомобилей или сотовых телефонов, но даже самых мелких отправлений и посылок. Благодаря этому на принципиально новый уровень развития выйдут ретейл и логистика: можно будет в любой момент времени знать, где находится каждый произведенный и отгруженный товар.

Кибербезопасность: нулевое доверие, цифровой иммунитет

Модель «нулевого доверия» основана, скорее, на презумпции виновности. После входа в здание за вами все время будет ходить охранник, даже группа охранников, внимательно наблюдающих за каждым вашим шагом и действием. Охранниками служат технологии машинного обучения, которые могут одновременно отслеживать и анализировать очень много факторов риска: откуда совершается попытка доступа, с какого устройства, установлены ли на нем необходимые обновления и защита, совершал ли пользователь нехарактерные для себя действия, пытался ли получить доступ к ресурсам, которые ему не нужны, получить не полагающиеся ему привилегии, и так далее. И если что-то кажется подозрительным, искусственный интеллект мгновенно и автоматически выбрасывает пользователя из сети.

Модель «нулевого доверия» также предусматривает перевод всех запросов в автоматический режим: больше никаких «я попрошу админа открыть мне доступ», все политики доступа работают в режиме реального времени в соответствии с анализом поведения каждого пользователя.

Кибербезопасность — это бесконечная гонка, вариант борьбы снаряда и брони, ставшая еще более жестокой из-за всеобщей цифровизации, массового перехода на удаленку, развития технологий искусственного интеллекта, интернета вещей, экономических и геополитических конфликтов.

Главные угрозы последнего времени — огромные утечки конфиденциальных данных, масштабные вбросы дезинформации, кибератаки на инфраструктурные объекты, изощренные вирусы-вымогатели и вредоносные программы, использующие методы машинного обучения. Современные средства обеспечения кибербезопасности уже сейчас справляются не всегда, дальше будет еще хуже. Нужно что-то принципиально новое, и некоторые направления понятны уже сейчас.

Например, много говорят о модели «нулевого доверия» (zero trust), подразумевающей полное отсутствие доверия к любым устройствам, программам и пользователям, даже к тем, которые уже авторизовались и подтвердили свои права. В этой модели доверие — уязвимость, потому что злоумышленник тоже может войти в эту систему, получить все права и совершать доступные ему действия. Модель zero trust подразумевает, что любой пользователь или устройство не являются доверенными по умолчанию и потому должны подтверждать свои данные вновь и вновь.

Это не значит, что человеку придется снова и снова вводить пароль: больше того, архитектура «нулевого доверия» может в принципе избавить его от паролей. Их заменит совокупность характеристик и особенностей поведения пользователя, за которой будет наблюдать искусственный интеллект.