Сотовый операторТele2/Altel и компания Beeline обжаловали претензии в отношении снижения ценовой тарификации Агентства по защите и развитию конкуренции РК, которое выступило в защиту прав потребителей. Напротив, в первых числах августа Тele2 в очередной раз без согласия абонентов поменял тарифы, заменив их на более дорогие, добавив в качестве «утешения» никому не нужные «бонусы», сообщает caravan.kz.
Фото: сaravan.kz
Сотовые операторы на территории Казахстана, несмотря ни на что, постоянно поднимают цены на оказываемые услуги. Данный вопрос обсуждался даже в Мажилисе парламента РК, однако ничего не изменилось. Предыдущий рост цен снова и намного произошел, как и было обещано оператором Тele2, совсем недавно – в начале августа текущего года.
При этом Минцифры, кажется, решило отойти в сторону от волнующего всех казахстанцев вопроса, переложив всю ответственность на АЗРК.
— Министерство регулирует только качество оказываемых услуг, а по повышению цен стоит обращаться в АЗРК. После обращения агентство проводит проверку на законность повышения цен на тарифы и при необходимости налагает штрафы, — сообщал в конце прошлого года председатель комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК Ержан Мейрамов. Хотя тот факт, как ведомство регулирует качество этих самых услуг – тоже вызывает много вопросов.
Более того, Багдат Мусин в свою бытность министром МЦРИАП РК и вовсе, оказывается, заявлял о том, что «операторы самостоятельно ведут тарифную политику, и это закреплено нормами закона».
За разъяснениями редакция обратилась в АЗРК, где сообщили, что, оказывается, и они не всесильны. Так, департаментом агентства по Алматы в августе 2023 года по результатам рассмотрения жалоб абонентов о повышении тарифных планов с одновременным изменением объемов предоставляемых услуг в отношении сотовых операторов (АО «Кселл», ТОО «МТ–С») были вынесены уведомления о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции. Однако ТОО «МТ–С» (Тele2/Altel ) и ТОО «Кар-Тел» (Beeline) в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса РК данные уведомления обжаловали.
— Агентством по защите и развитию конкуренции РК в рамках рассмотрения обращений абонентов о повышении цен, по итогам 2023 года были проанализированы условия тарифных планов и динамика изменения цен на услуги сотовой связи. Установлено, что в 2023 году по тарифным планам сотовых операторов зафиксирован значительный рост цен от 7,7 до 57,3 процента.
В этой связи, согласно статье 199 Предпринимательского кодекса и с повторным обнаружением в календарном году признаков антиконкурентных согласованных действий в виде одновременного повышения цен на услуги сотовой связи, департаментами агентства по Астане и Алматы в декабре 2023 года были начаты расследования в отношении сотовых операторов АО «Кселл», ТОО «МТ–С» (Тele2/Altel) и ТОО «Кар-Тел» (Beeline). Расследования проводились согласно статье 170 данного кодекса.
При этом в ноябре 2023 года агентством в действиях сотовых операторов по установлению стоимости звонков за одну минуту разговоров и один SMS в тарифных планах – где предусмотрена тарификация указанных услуг за одну единицу — были также обнаружены признаки антиконкурентных согласованных действий. Опять же — согласно статье 170 Предпринимательского кодекса. В связи с чем сотовым операторам были направлены уведомления о прекращении выявленных признаков путем снижения цен. Кроме того, департаментом агентства по Алматы в августе 2023 года по результатам рассмотрения жалоб абонентов о повышении стоимости тарифных планов с одновременным изменением объемов предоставляемых услуг в отношении сотовых операторов АО «Кселл», ТОО «МТ–С» вынесены уведомления о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции.
Однако отметим, что АО «Кселл» исполнило указанные уведомления путем снижения цен по ряду его тарифных планов. Другими операторами – ТОО «МТ–С» и ТОО «Кар-Тел» — в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса РК данные уведомления были обжалованы.
В настоящее время в рамках упомянутого АППК сотовые операторы также обжалуют приказы территориальных департаментов о проведении расследования в судебных органах, в связи с чем расследования приостановлены до вынесения соответствующих судебных решений.
На сегодняшний день агентством по-прежнему рассматриваются обращения абонентов о повышении цен на сотовую связь. При этом агентство при рассмотрении действий субъектов рынка по повышению цен руководствуется положениями Кодекса, в соответствии с которым обоснованность повышения цен субъектом рынка может быть установлена только по результатам расследования, под которым понимаются мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор фактических данных, подтверждающих или опровергающих совершение нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции, — пояснили в АЗРК.
Иными словами, пока идет расследование, вряд ли кто-то из сотовых операторов будет положительно реагировать на выставленные предписания. Зато, кажется, подъем тарифов в данном случае для них проблемой не является.
Пусть даже, согласно законодательству, в случае обнаружения в действиях сотовых операторов признаков нарушения кодекса в части необоснованного повышения цен в отношении субъектов рынка антимонопольным органом и принимаются меры реагирования. Вот только большинство основных сотовых операторов, работающих на территории РК, входит в состав АО «Казахтелеком», в котором нынче г-н Мусин – председатель правления, но которое тем не менее «самостоятельно не оказывает услуги сотовой связи и не является сотовым оператором».
Автор Ольга Шишанова
Источник caravan.kz