На этикетках многих продуктах порой содержится важнейшая информация, которой пользуются покупатели при их выборе. Однако недавно ученые выяснили, что она также может помогать нам потреблять меньше калорий при определенных условиях.
Фото: pexels.com
Недавний систематический обзор дал ученым представление о потенциальном влиянии маркировки калорийности на выбор и потребление продуктов питания и напитков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что маркировка при широком внедрении может привести к умеренному снижению потребления калорий и покупательского поведения. Однако, хотя еда продемонстрировала положительные тенденции, алкоголь оказался не так прост в изучении, сообщает focus.ua со ссылкой на News Medical.
В новом обзоре, опубликованном в Cochrane Database of Systematic Reviews и проведенном при участии Гарета Холландса, главного научного сотрудника отдела синтеза доказательств и поведенческих наук Университетского колледжа Лондона, подчеркивается необходимость проведения дополнительных работ для полного понимания долгосрочного воздействия маркировки, особенно на алкогольные напитки, данные по которым остаются скудными. В нем рассматривались растущие глобальные проблемы здравоохранения, связанные с неправильным питанием, которое является основной причиной ожирения и неинфекционных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак.
Эти заболевания ежегодно приводят к миллионам смертей, особенно среди неблагополучных слоев населения, и ложатся тяжелым бременем на системы здравоохранения. Хотя многие люди выражают желание придерживаться более здоровых привычек питания, внешние факторы окружающей среды часто препятствуют их усилиям. Маркировка калорий, включающая обязательную информацию о питании на упаковках продуктов и в меню, была предложена в качестве одного из инструментов для поощрения более здорового выбора в питании. Хотя она становится все более распространенной, маркировка алкоголя остается редкой, несмотря на растущую пропаганду о ее важности.
Для оценки эффективности маркировки калорийности в обзоре было проанализировано 25 исследований, включая 18 рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ), с участием от детей до взрослых. Эти исследования в основном были посвящены изучению влияния четко видимой информации о калориях на продуктах питания и безалкогольных напитках. Результаты показали, что маркировка калорийности незначительно снижает количество выбираемых и потребляемых калорий.
Данные с высокой степенью достоверности, полученные в ходе 16 рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) с участием почти 10 000 человек, показали, что маркировка калорийности привела к снижению потребления продуктов питания и безалкогольных напитков в среднем на 11 ккал за один прием пищи. Шесть нерандомизированных исследований, проведенных в основном в США, сообщили о сокращении от 14 до 73 ккал на операцию, и аналогичные результаты были получены в Великобритании.
В отношении потребления продуктов питания было выявлено среднее снижение на 35 ккал за один прием пищи (около 5,9%), хотя качество доказательств было ниже из-за ограниченности исследований и их краткосрочности. Влияние маркировки калорийности оказалось одинаковым в реальных условиях, таких как рестораны, кафетерии и супермаркеты, хотя лабораторные исследования и участники с более высоким социально-экономическим статусом показали несколько больший эффект.
При этом исследования не выявили значительного влияния маркировки на выбор алкогольных напитков, а степень достоверности доказательств ее эффективности на него была оценена как очень низкая. Кроме того, не было выявлено исследований, в которых изучалось влияние маркировки калорий на фактическое потребление алкоголя. В итоговом обзоре был сделан вывод, что она связана со скромным, но потенциально значимым сокращением выбора и потребления калорий.
В частности, маркировка калорийности привела к сокращению количества выбранных калорий на 1,8% и потребленных калорий на 5,9%. Однако эффективность вмешательства варьируется в зависимости от условий и демографических характеристик участников, а данные о его влиянии в районах с высоким уровнем депривации ограничены.
Автор Ксения Романова
Источник focus.ua